2.2.11. Металлические конструкции зданий и сооружений

2.2.11. Металлические конструкции зданий и сооружений долж­ны быть защищены от коррозии; должен быть установлен контроль за эффективностью антикоррозионной зашиты.

Коррозия является главной причиной разрушения строительных металлических конструкций. По видам аг­рессивной среды коррозия металлоконструкций может быть классифицирована как атмосферная, газовая, почвен­ная и жидкостная. Основная масса металлоконструкций размещена в надземных сооружениях и эксплуатируется в атмосферных условиях, т.е. подвержена атмосферной коррозии, обусловленной воздействием на металл влаги и находящихся в воздухе газов (сернистого, углекислого, дву­окиси азота и т.д.). Атмосферная коррозия может разви­ваться при относительной влажности воздуха 70% и выше, а при наличии окисных соединений серы коррозия воз­можна и при более низкой относительной влажности. Ско­рость коррозии стали в атмосферной среде промышленных предприятий составляет около 200 мкм в год, алюминия — 8 мкм в год. Чем выше влажность, насыщенность воздуха агрессивными веществами и температура, тем быстрее раз­вивается коррозия металла. Наиболее подвержены корро­зии участки конструкций с царапинами, раковинами, свар­ные швы и другие места, где концентрируются напряжения, места сопряжении и стыков конструкций, различные тепло­вые мостики. Ускорению коррозии способствует загрязне­ние поверхности металла производственной пылью.

Улучшение температурно-влажностного режима, вен­тиляция и аэрация зданий и сооружений, герметизация производственных установок, выделяющих агрессивные вещества, и другие мероприятия по своевременному уст­ранению причин, вызывающих интенсификацию процес­са коррозии, должны предусматриваться и обеспечивать­ся в ходе эксплуатации зданий и сооружений.

Защита конструкций от атмосферной коррозии состо­ит главным образом в поддержании целостности и своев­ременном восстановлении защитных покрытий. Показателем начала коррозии металлоконструкций является на­чало разрушения защитного покрытия: образование тре­щин, его вспучивание. Наиболее распространенный спо­соб защиты металлов — лакокрасочные покрытия, состо­ящие из ряда последовательно нанесенных слоев грунтов­ки, шпаклевки, краски и лака. В качестве менее пористых, чем масляные, при эксплуатации конструкций в агрессив­ных средах используются грунтовки на основе фенольных смол, а также фосфатирующие и эпоксидные грун­товки. Для нанесения верхних слоев на защитные покры­тия применяются перхлорвиниловые эмали, эмали на ос­нове сополимера хлорвинила с винилинденхлоридом, эпок­сидные эмали. Для защиты конструкций в условиях высо­кой влажности служат эмали на основе акриловой смолы. В последнее время широкое распространение получила защита конструкций металлизацией.

Качество антикоррозионных покрытий зависит от ка­чества подготовки защищаемой поверхности и соблюде­ния технологии нанесения покрытия. Для обеспечения сцепления покрытия с металлом поверхность металла тща­тельно очищается от загрязнений: окалины, ржавчины, пыли, грязи, старой краски, жирных и масляных пятен. При неполном удалении продуктов коррозии с поверхно­сти металла процесс коррозии может протекать под слоем защитного покрытия, что приводит к его отслаиванию.

Сплошность защитного покрытия проверяется с помо­щью электромагнитного высокочастотного дефектоскопа ЭД-4 или ЭД-5, которым можно обнаружить микропоры в лакокрасочном покрытии. Толщина покрытия определяет­ся с помощью магнитного толщиномера ИТП-1.

Одним из эффективных методов защиты от коррозии закладных деталей является цинкование, которое выпол­няется методом напыления с помощью электрических или газовых аппаратов. Толщина цинкового покрытия должна определяться продолжительностью службы и устанавли­вается из расчета 2 — 3 мкм на 1 год эксплуатации в атмос­фере, загрязненной сернистыми газами.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....