2.2.5. Дымовые трубы и газоходы

2.2.5. Дымовые трубы и газоходы должны подвергаться на­ружному осмотру 2 раза в год (весной и осенью). На­ружное и внутреннее обследование дымовых труб дол­жно производиться с привлечением специализирован­ных организаций через год после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет с обязательной экспертизой промышлен­ной безопасности дымовых труб. Обследование состо­яния теплоизоляции, кирпичной и монолитной футеров­ки труб при невозможности отключения котлов может быть выполнено тепловизионным методом.

Дымовые трубы электростанций рассчитаны на работу в сложных условиях, сочетающих перепады температуры, давления, влажности, агрессивного воздействия дымовых газов, ветровые нагрузки и нагрузки от собственного веса. Стволы дымовых труб могут быть выполнены кирпичны­ми, железобетонными, металлическими, футеровки — из красного и кислотоупорного кирпича, внутренние газоотводящие стволы — из кремнебетона или стальными.

Для обеспечения эксплуатационной надежности дымо­вых труб не допускается без согласования с проектной организацией изменять предусмотренный проектом тепловлажностный, газовый и аэродинамический режим экс­плуатации труб дополнительным подключением котлов, вентиляционных каналов и др.

Осмотры и обследования дымовых труб выполняются в соответствии с требованиями [11] и [12].

При осмотре и обследовании наружной поверхности железобетонных труб [12] выявляются оголения и выги­бы вертикальной арматуры, вертикальные и горизонталь­ные трещины, выпученные места в защитном слое бето­на, расслоения и сколы бетона, свидетельствующие о сни­жении прочности и несущей способности ствола трубы, определяется прочность бетона, состояние антикоррозионной защиты металлоконструкций, состояние оголовка трубы.

При наружном осмотре и обследовании кирпичных труб необходимо убедиться в отсутствии трещин в стволе и фундаменте, сохранности перемычек над проемами, ис­правности ходовых скоб, стяжных колец и молниезащиты, определить степень разрушения и размеры поврежде­ний кирпичной кладки. При наружном осмотре металли­ческих дымовых труб основное внимание должно уделяться прочности и целостности несущих конструкций: фунда­мента или опорных конструкций, анкерных болтов, ство­ла трубы, Байтовых растяжек; наличию деформаций, уг­рожающих устойчивости трубы [12].

При осмотре дымовых труб с внутренними газоотводящими стволами из межтрубного пространства должно про­веряться состояние железобетонного ствола — оболочки, конструкций внутренних стволов (состояние соединитель­ных швов, компенсаторов, теплоизоляции, креплений тяг подвесок, перекрытий, металлоконструкций смотровых площадок и лестниц). Обнаруженное ослабление натяже­ния в тягах подвесок внутренних стволов устраняется под­тяжкой креплений.

Внутренние осмотры и обследования дымовых труб производятся при полном отключении котлов. При осмот­ре футеровки обращается внимание на наличие в футе­ровке разрушений от химической коррозии, расслоение кирпичной кладки, образование сквозных отверстий и ще­лей, на состояние уплотнений компенсационных зазоров в узлах сопряжения отдельных звеньев футеровки, абра­зивный износ футеровки и разделительной стенки. В слу­чае обрушения значительного объема футеровки должно быть срочно выполнено внеочередное обследование тру­бы с привлечением специализированной организации и приняты меры к восстановлению футеровки. При повреж­дениях на небольших участках футеровка ремонтируется при плановом отключении котлов.

Состояние дымовых труб с прижимной футеровкой, в том числе с монолитной футеровкой, с вентилируемым и невентилируемым воздушным зазором может контролироваться с помощью тепловизионной техники. При этом не требуется останов котлов, так как обязательным усло­вием для тепловизионной съемки является работа котлов в стационарном режиме не менее 1-2 сут. Критериями для оценки дефектов конструктивных элементов дымовой тру­бы (футеровки, теплоизоляции, железобетонного ствола) являются аномалии на термограммах. Видеозапись или фоторегистрация теплового изображения могут накапли­ваться по каждой дымовой трубе после ее ввода в эксплу­атацию, а остановы котлов понадобятся только в случае необходимости уточнения объема ремонта и производства ремонтных работ. Дефекты труб в этом случае могут быть выявлены на более ранней стадии их развития, что позво­лит существенно сократить затраты на восстановление на­дежности труб. Для выполнения работ по тепловизионному обследованию дымовых труб привлекаются специали­зированные организации.

При внутреннем осмотре и обследовании кремнебетонных газоотводящих стволов дымовых труб обращается внимание на наличие механических повреждений пане­лей (трещины, сколы), глубину поражения коррозией, со­стояние компенсаторов и стыков между панелями. В металлических стволах проверяются площадь, глубина и ско­рость коррозии в нижней и верхней частях ствола, изме­ряется толщина металла ствола с помощью приборов или непосредственно просверливанием отверстий.

В случае обнаружения щелей в соединениях элементов внутренних стволов для исключения присосов наружного воздуха их необходимо заделать в металлических стволах с помощью сварки, в кремнебетонных — с помощью жгу­тов стеклоткани, фторопласта или другого коррозионно-стойкого материала.

Газоходы должны подвергаться внутреннему осмотру по возможности при каждом отключении обслуживаемо­го ими котла, особенно в начальный период эксплуатации. При осмотре железобетонных газоходов проверяется со­стояние защитного слоя бетона, стен и плит перекрытий.

Если стены газоходов выполнены из красного или кисло­тоупорного кирпича, должно быть проверено, нет ли рас­слоения кладки и деформации стен от сульфатной корро­зии и других причин. Для исключения подсосов холодного воздуха необходимо следить за тем, чтобы не было щелей и неплотностей в компенсаторах, шиберах, стенах газохо­дов, в местах примыкания газоходов к трубе, чтобы смот­ровые люки и взрывные клапаны были закрыты.

Во время осмотров газоходов должны быть определе­ны толщина, плотность, влажность золовых отложений, установлены период накопления и характерные места мак­симальных золовых отложений. Для всех газоходов долж­на быть составлена схема несущих конструкций и узлов с указанием на них нагрузок от золовых отложений, факти­ческих и расчетных, которые, как правило, не должны превышать 300 кгс/м2 . Результаты осмотров дымовой тру­бы и газоходов должны отражаться в актах, а также записы­ваться в журнал осмотров дымовой трубы.

Дневная маркировка, световое ограждение и радиомар­кировка, если она предусмотрена проектом, должны со­держаться на дымовых трубах в исправном состоянии и выполняться в соответствии с [13].

В случае обнаружения крена дымовой трубы вследствие неравномерной осадки, близкого к допустимому (см. таб­лицу из СНиП 11.15-74), необходимо организовать наблю­дения за изменением крена трубы по разности осадок марок, заложенных в цоколе ствола дымовой трубы на отметке +0,5-4-1,0 м, не реже 1 раза в год.

Таблица- (СНиП 11.15-74)

Высота дымовой трубы Н, м

Значения предельных деформаций оснований и крена
Предельно допустимое отклонение верха трубы, мм Средние абсолютные осадки, см
20 <Н ≤100м 140-650 40
100 <H ≤ 200м 650-700 30
200 < Н ≤ 300 м 700 20
Н > 300 м 700 10

При наклоне трубы, связанном с деформацией ствола, раскрытием горизонтальных трещин, изменение крена трубы должно контролироваться проверкой вертикально¬сти оси трубы с помощью теодолита с обязательным из¬мерением смещения оси трубы в точке перегиба (излома).
При значении крена трубы больше допустимого измере¬ния должны производиться не реже 1 раза в 3 мес для выяв¬ления скорости отклонения, уточнения причин его возник¬новения и выбора мер по прекращению отклонения. Резуль¬таты измерений крена должны заноситься в журнал наблю¬дений и храниться вместе с паспортом дымовой трубы.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....