3.1.12. Скорость воды в каналах

3.1.12. Скорость воды в каналах должна поддерживаться в пре­делах, не допускающих размыва откосов и дна канала, а также отложения наносов; при наличии ледовых об­разований должна быть обеспечена бесперебойная по­дача воды. Максимальные и минимальные скорости воды должны быть установлены с учетом местных ус­ловий и указаны в местной инструкции.

Режим скоростей течения в энергетических каналах обеспечивает, с одной стороны, беспрепятственный под­вод воды к технологическому оборудованию в необходи­мом количестве, а с другой — нормальное состояние одеж­ды каналов и сооружений, расположенных на каналах (водосбросов, шугосбросов, запаней, водозаборов и др.), т.е. минимальные затраты на их эксплуатационное содер­жание и ремонт.

Как правило, гидравлический расчет каналов при проектировании производится на максимальный пропус­каемый по каналу расход воды, при этом скорость воды в канале (уклон дна) устанавливается исходя из условий трассы и требований экономичности защитных конструк­ций одежды откосов. Однако в процессе эксплуатации в зависимости от режимов работы энергетического обору­дования изменяются и режимы канала: на деривационных гидроэлектростанциях отключение части работающих гид­роагрегатов приводит к снижению расхода воды в канале; на тепловых электростанциях каналы системы тёхводоснабжения разгружаются в зимний период, когда темпера­тура охлаждающей воды понижается; расширение ГРЭС иногда сопровождается увеличением расхода воды по ка­налу. Поэтому регулирование гидравлических режимов ка­налов является одной из задач их эксплуатации.

При снижении расхода воды в канале естественно же­лание повысить уровень воды в нем, снизить скорость воды и уменьшить тем самым перепад уровней в канале и гид­равлические потери. Однако при этом снижается также транспортирующая способность потока, а если в потоке содержатся взвешенные частицы грунта, перенесенные ре­кой (наносы), то они осаждаются на дне канала, что при­водит к заилению русла и снижению максимальной про­пускной способности. Это ухудшает работу канала при Полной нагрузке. Известны случаи, когда вследствие заи­ления деривационного канала ограничивалась располагаемая Мощность деривационных гидроэлектростанций. Поэтому в период мутной воды (паводок) снижение скоростей воды в канале нежелательно. Регулирование скорости обеспе­чивается изменением уровня воды в канале; если это невоз­можно, то необходимо забирать в канал возможно боль­ший расход воды, а излишнюю воду сбрасывать в конце канала.

При правильном выборе типа крепления дна и откосов каналов и доброкачественном выполнении строительных работ скорости, возникающие в канале при его полной нагрузке, не должны приводить к размывам креплений. Однако на практике такие повреждения имеют место и это требует проведения реконструкции канала: усиления крепления дна и откосов, развития живого сечения и пр. Отмечались случаи, когда к действующему энергетичес­кому каналу подключались неэнергетические водопотребители, требовавшие увеличения пропускной способнос­ти канала. В этих случаях реконструкция канала является обязательной во избежание его разрушения,

В соответствии со СНиП скорости течения воды в ка­налах должны выбираться в проектах на основании тех­нико-экономических расчетов с учетом условий производ­ства работ. Принятые скорости не должны превышать пре­дельно допустимых по условиям размыва русла и не долж­ны быть менее значений, при которых возникает опас­ность заиления каналов и проявления других неблагоп­риятных процессов. Во время эксплуатации допускаемые скорости уточняются на основании натурных наблюдений и указываются в местных эксплуатационных инструкциях.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....