4.1.3. Должен быть организован строгий учет всего топлива

при поступлении на энергообъект, расходовании на тех­нические нужды, а также хранении на складах в соот­ветствии с положениями действующих правил.

При учете поступающего топлива должно быть обес­печено:

взвешивание всего твердого топлива, поставляемого
по железной дороге, автомобильным или конвейерным
транспортом, или определение его количества по осадке
судов либо обмер при поступлении водным транспортом;

взвешивание всего поставляемого жидкого топ­лива или обмер;

определение количества всего сжигаемого газооб­разного топлива по приборам;

инвентаризация твердого и жидкого топлива;

периодический, а при наличии приборов посто­янный контроль качества топлива.

Все топливо, поступающее на ТЭС, расходуемое на технологические нужды, хранящееся на складе и отпуска­емое на сторону, подлежит строгому учету, так как от это­го существенно зависит величина прибыли, получаемой энергопредприятием (см. пункт 4.1.1). Кроме того, только при точном определении количества и качества поступа­ющего и расходуемого топлива можно правильно опреде­лить его фактический удельный расход на выработку элек­троэнергии и тепла. В связи с этим при выборе средств измерений следует стремиться к получению минимально допустимых значений погрешностей измерений.

Количество и качество топлива, поступающего на элек­тростанцию, не всегда соответствуют данным, указанным  в перевозочных документах и документах поставщиков(железнодорожной накладной, паспорте, сертификате),
вследствие недогрузов, естественных потерь, неправиль­ного определения поставщиком массы топлива, показате­лей качества и ряда других причин. В связи с этим на каждой электростанции должна быть организована про­верка всего количества поступающего топлива, а также постоянный периодический контроль его качества.

В договоре на поставку топлива обязательно должен быть раздел “Учет количества топлива”, в котором указывается, какие методики исполнения измерений, аттестованные Гос­стандартом России, используют соответственно поставщик и потребитель для определения количества топлива. В этом же разделе должен быть изложен порядок приемки у по­ставщика топлива (по количеству), разрешения спорных вопросов, а также правила определения недостачи или из­лишка количества топлива и его естественной убыли.

Для определения массы “нетто” твердого топлива и мазута, поступающих по железной дороге или автомобиль­ным транспортом, на электростанции могут использоваться железнодорожные вагонные и автомобильные весы раз­личных систем (рычажные, электронные с тензометрическими датчиками для взвешивания на ходу и т.д.). При от­сутствии вагонных весов на ТЭС допускается определять массу “нетто” топлива на вагонных весах железнодорож­ной станции примыкания или рядом расположенного про­мышленного предприятия. Определение массы “нетто” топлива на вагонных весах следует выполнять в соответ­ствии с методами, изложенными в МИ 1953-88 [5], при этом выбор той или иной методики определяется типом весов, технологической схемой станции примыкания и экономической целесообразностью.

При отсутствии вагонных весов прием поступающего твердого топлива может производиться при согласовании с поставщиком по ленточным весам. В этом случае в раз­деле “Учет количества топлива” договора на поставку топ­лива указываются методика и периодичность поверки лен­точных весов.

Определение массы “нетто” жидкого топлива, посту­пающего по железной дороге в цистернах, может осуществляться объемно-массовым методом (обмером). Выпол­нение измерений и определение массы “нетто” жидкого топлива в этом случае следует выполнять в соответствии с МИ 2092-90 [6] при измерении высоты налива метрштоком или по МИ 2260-93 [7] при измерении высоты налива измерителем уровня недолива ИНД-1М.

При поступлении твердого и жидкого топлива на ТЭС водным транспортом его масса “нетто” определяется по осадке судов или обмером.

При поступлении на электростанцию жидкого топлива по трубопроводу его масса “нетто” может определяться объемно-массовым методом (обмером) в приемных резер­вуарах, которые подлежат поверке региональными органа­ми Госстандарта России не реже 1 раза в 5 лет, или с исполь­зованием других средств измерений (расходомеров, автома­тических вискозиметров и т.д.) в соответствии с методика­ми измерений, аттестованными Госстандартом России.

Учет количества газообразного топлива, поступающе­го на электростанцию в соответствии с [8], осуществляет­ся по контрольно-измерительным приборам стороны, пе­редающей газ, т.е. поставщика. Однако не исключается возможность учета количества газообразного топлива и по приборам потребителя. Пересчет количества поданно­го газа ведется на условия, соответствующие требовани­ям стандарта: при температуре газа +20°С и давлении 760 мм рт.ст. Качество газообразного топлива также мо­жет определяться по приборам как поставщика, так и пот­ребителя. В договоре на поставку газообразного топлива в соответствующих разделах следует обязательно указать, по каким приборам (поставщика или потребителя) ведет­ся учет количества и качества газа, а также методики вы­полнения измерений. Последние должны быть аттестова­ны Госстандартом России.

В целях упрощения разрешения спорных вопросов по результатам определения качественных показателей топлива в договоре на поставку топлива целесообразно опре­делить нейтральную лабораторию, результаты анализов которой будут признаваться безоговорочно обеими сто­ронами.

Для определения расхода топлива на технологические нужды необходимо вести:

—учет количества твердого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется по показа­ниям конвейерных весов;

—учет количества жидкого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется либо по показаниям расходомеров, либо путем определения раз­ницы уровней в расходных резервуарах за данный промежуток времени с последующим пересчетом согласно ме­тодике на массу “нетто” объема израсходованного топли­ва, определяемого по калибровочным таблицам.

Кроме того, не реже 1 раза в квартал должна произво­диться инвентаризация твердого и жидкого топлива в со­ответствии с требованиями, изложенными в [1], [2] и [9j.

Инвентаризация твердого и жидкого топлива произ­водится в целях определения фактических остатков, ес­тественных и непроизводственных потерь, а также про­верки правильности учета поступающего топлива и его расхода. Контрольную инвентаризацию следует произ­водить в период, когда на топливных складах электро­станции находится наименьшее количество топлива, что позволяет уменьшить величину абсолютной погрешнос­ти измерений.

Инвентаризация топлива производится, как правило, комиссией под председательством заместителя директора электростанции в следующем составе: начальник произ­водственно-технического отдела (ПТО), начальник топливно-транспортного цеха (ТТЦ) (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад, главный бухгалтер (или замещающее его лицо по учету топлива).

Председателем комиссии по инвентаризации директор ТЭС может назначить технического руководителя, замес­тителя технического руководителя по эксплуатации или начальника ПТО, и тогда заместитель директора в работе комиссии не участвует.

Инвентаризация топлива после стихийного бедствия (урагана, ливня и т.п.) производится специальной комис­сией.

В зависимости от выводов инвентаризационной комис­сии в случае выявления недостачи топлива последняя мо­жет быть частично или полностью:

—отнесена к расходу на технологические нужды;

—списана на удорожание топлива;

—отнесена на виновных лиц.

Недостача, вызванная стихийными бедствиями, списы­вается по акту, утвержденному руководством энергопред­приятия.

На ТЭС должен осуществляться постоянный или пери­одический (при возникновении сомнений) контроль каче­ства топлива в соответствии с [10]. Целесообразно в дого­ворах на поставку топлива указать по согласованию с по­ставщиком повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при отклонении показателей качества топ­лива от условий договора.

Отбор проб твердого топлива должен производиться в соответствии с ГОСТ 10742-75 [11], а жидкого топлива (ма­зута) – в соответствии с ГОСТ 2517-85 [12]. При этом порядок отбора проб (с вызовом представителя постав­щика) необходимо осуществлять в соответствии с требо­ваниями, которые должны быть записаны в договоре на поставку топлива.

Как правило, следует отбирать три образца пробы: один Для лаборатории электростанции, второй для лаборатории поставщика, а третий (в качестве арбитражного) должен храниться на электростанции.

В случае недопустимых расхождений между данными анализа проб в лабораториях ТЭС и поставщика произво­дится анализ арбитражной пробы в нейтральной лабора­тории, выбранной по согласованию между поставщиками и электростанцией. Результаты анализа арбитражной про­бы являются окончательными.

В договоре на поставку топлива следует указать макси­мально допустимые расхождения между результатами ана­лизов на ТЭС и у поставщика, которые не должны превы­шать максимально допустимой погрешности измерений, устанавливаемой в соответствующих стандартах и мето­диках выполнения измерений.

При несоответствии качества топлива стандартам, тре­бованиям договора на поставку топлива или показателям, приведенным в сопроводительных документах, а также при недостаче топлива по количеству электростанция предъ­являет претензии поставщику в соответствии с [1]. При этом следует помнить, что предъявление претензий элект­ростанциями, с одной стороны, повышает их прибыль, а с другой — дисциплинирует поставщика топлива.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....