4.1.9. Хранение топлива на складе
должно быть организовано в соответствии с положениями действующей инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа на открытых складах электростанций.
Склад топлива должен располагаться на площадке, не затопляемой паводковыми и грунтовыми водами или защищенной от них. Территория склада должна быть спланирована с уклоном не менее 0,005 и снабжена дренажными устройствами.
Лучшим основанием для склада топлива считается естественный грунт, укатанный с добавлением штыба или шлака крупностью 100-150 мм. Твердые основания — бетонные, асфальтированные или мощеные для складов топлива на ТЭС, как правило, не применяются.
Все топливо, поступающее на резервный склад для длительного хранения, должно в возможно более короткие сроки укладываться в штабель по мере выгрузки из вагонов. Хранение выгруженного топлива в бесформенных кучах не разрешается, так как происходящее при этом окисление приводит к самовозгоранию топлива.
Уголь и сланцы должны укладываться в штабеля любой правильной геометрической формы (полусфера, усеченная пирамида и др.). Если по местным условиям возникает необходимость закладки нескольких штабелей, то разрывы между ними определяются из габаритных размеров самого склада и технических характеристик складских механизмов и условий их эксплуатации, но при этом разрывы должны быть не менее 6 м.
Штабеля (караваны) фрезерного торфа должны иметь определенные габаритные размеры, а также спланированную поверхность откосов с уклоном, достаточным для беспрепятственного стока ливневых вод. Разрывы между штабелями торфа и расстояния от складов топлива до жилых строений, производственных зданий и т.п. должны соответствовать СНиП П-89-80 [15] с учетом последующих изменений, внесенных Госстроем России. Оформление штабеля фрезерного торфа должно производиться немедленно после окончания его закладки.
Условия приемки топлива, укладки его в штабеля, надзор за штабелями и отбор из них топлива должны соответствовать [2].
Правильное оформление штабеля топлива позволяет избежать лишнего увлажнения и размыва его осадками и предохраняет тем самым от проникновения в него воздуха через разрыхленные откосы.
В пояснении к пункту 4.1.2 отмечалось влияние различных характеристик топлива на условия его подачи, размола, сгорания, работу систем золоулавливания, золо- и шлакоудаления, поэтому угли различных марок должны храниться в отдельных штабелях, если они сжигаются в различных котельных или котлах. В других случаях допускается совместное хранение углей различных марок, например при работе котлов на смешанном топливе. Горючие сланцы, как правило, хранятся отдельно от углей в самостоятельных штабелях.
Укатка топлива при закладке в штабеля является наиболее часто применяемым на практике способом предотвращения его окисления и самовозгорания. Особое внимание следует обратить на укладку нижней и средней частей откосов. Уплотнение слоев топлива в штабелях и поверхности штабелей и откосов производится: крутых откосов — катками, горизонтальных поверхностей штабелей и пологих откосов — гусеницами тракторов или тракторами с прицепными катками.
Для бурых и легко возгорающихся каменных углей, склонных к окислению, а также сланцев рекомендуется следующий режим укатки: толщина слоя 1 — 1,5 м, удельное давление — до 4 кгс/см2 (0,4 МПа).
Угли, не склонные к окислению и самовозгоранию, могут закладываться на длительное хранение без уплотнения, но с послойной планировкой после каждых 2 м высоты штабеля. Два верхних слоя штабеля всех углей и сланцев должны подвергаться укатке через каждые 0,5 м, причем верхний слой и откосы должны уплотняться после предварительной досыпки мелкого топлива на поверхность штабеля.
Кроме этого, как показал опыт эксплуатации, для снижения возможности самовозгорания топлива при его хранении на складе очень эффективной является установка подпорных стенок по периметру склада или установка легких жалюзийных стенок для снижения ветрового напора. В обоих случаях уменьшается также и механический унос твердого топлива со склада.
Основным методом эксплуатационного контроля состояния штабеля является внешний осмотр, который производится по графику с периодичностью, зависящей от группы топлива по склонности к окислению, в соответствии с требованиями, изложенными в [2].
Внешними признаками самонагревания и самовозгорания топлива в штабелях являются: появление за ночь влажных пятен на поверхности штабеля, близкой к очагу самовозгорания, и исчезновение их утром, быстрое высыхание после дождя или обильной росы отдельных мест с образованием сухих пятен; образование солевых налетов на поверхности штабеля: появление проталин на снежном покрове.
Для эксплуатационного контроля штабелей торфа применяется систематическое измерение температуры с помощью термощупа или термометров, помещенных в специальную металлическую оправу.
Мероприятия по ликвидации очагов самовозгорания — дополнительное уплотнение и выборка из штабеля (для угля и сланца), вывозка из штабеля (для торфа), а также своевременное сжигание топлив в котельной проводятся в соответствии с [2].