4.3.25. На паровых котлах, сжигаюших в качестве основного топлива мазут

с содержанием серы более 0,5%, в регулировочном диапазоне нагрузок его сжигание должно осуществляться, как правило, при коэффициентах избытка воздуха на выходе из топки менее 1,03. При этом обязательно выполнение установленного комплекса мероприятий по переводу котлов на этот режим (подготовка топлива, применение соответствующих конструкций горелочных устройств и форсунок, уплотнение топки, оснащение котла дополнительными приборами контроля и средствами автоматизации процесса горения).
Наличие серы в мазуте (0,5-4,5%) определяет дополнительные условия по организации его сжигания, соблюдение которых исключало бы или существенно уменьшало трудности, которые возникают в эксплуатации из-за низкотемпературной коррозии воздухоподогревателей и воздуховодов, а также дымовых труб. Одним из основных таких условий является организация режимов сжигания мазута с коэффициентом избытка воздуха менее 1,03.

Наиболее интенсивной коррозии подвергаются трубы и пакеты воздухоподогревателей со стороны входа в них холодного воздуха, поэтому растопка котла на сернистом мазуте должна производиться с предварительно включенной системой подогрева воздуха перед воздухоподогревателем.
Конденсация паров серной кислоты, объемное содержание которых в дымовых газах при сжигании сернистого мазута составляет лишь несколько тысячных долей процента, происходит при температурах, на 50-100°С превышающих температуру конденсации водяных паров.
Интенсивность низкотемпературной коррозии зависит от температуры соответствующей поверхности и содержания в дымовых газах серного ангидрида, вступающего в реакцию с водяными парами с образованием серной кислоты.
Исследованиями установлено, что содержание SO3 в уходящих газах снижается при сжигании мазута с малыми избытками воздуха в топке. Особенно резкое снижение содержания SO3 и температуры точки росы дымовых газов происходит при сжигании мазута с избытком воздуха, близким к стехиометрическому (0,01—0,015). Однако существующие в настоящее время методы измерения и системы автоматизации, а также наличие присосов в топочной камере не позволяют внедрить в эксплуатацию столь низкие избытки воздуха. Более реальной задачей является внедрение режима сжигания сернистого мазута с коэффициентом избытка воздуха на выходе из топки 1,02 — 1,03. Опыт передовых электростанций показывает, что переход на работу с указанным коэффициентом избытка воздуха в сочетании с другими антикоррозионными мероприятиями позволил увеличить, например, срок службы набивки РВП в 2 — 3 раза. Сжигание мазута с малыми избытками воздуха снижает вредные выбросы оксидов азота в атмосферу на 10 — 30% и
повышает экономичность работы котла. Однако работа малыми избытками воздуха требует достаточно высокой культуры эксплуатации, хорошего состояния оборудования, наличия и исправности приборов контроля и системы автоматики.
Переход на сжигание мазута с малым коэффициентом избытка воздуха на выходе из топки ( = 1,03) может быть осуществлен только при условии выполнения ряда требований к оборудованию, главным из которых является плотность топочной камеры. Повышенные присосы воздуха, не участвующего в горении, не позволяют обеспечить полное сгорание мазута при малых значениях а”Т Диапазон нагрузок, при которых допускается работа с малыми избытками воздуха по условиям полного выгорания топлива, проверяется специальными испытаниями. Если испытания выявят, что при снижении нагрузки котла ниже определенного уровня режим работы с малыми избытками воздуха приводит к химической и механической неполноте сгорания топлива, необходимо при пониженных нагрузках переходить на работу с более высоким избытком воздуха в топке, о чем должно быть указано в режимной карте котла.
Важным условием является также наличие постоянно действующих и налаженных кислородо- и дымомеров. Правильность показаний кислородомеров должна регулярно проверяться с помощью переносных газоанализаторов. Следует помнить, что несоблюдение перечисленных выше требований при сжигании мазута с малыми избытками воздуха может привести к увеличению потерь от химической и механической неполноты сгорания топлива, отложениям на поверхности нагрева сажи, которая может загореться и вызвать значительные повреждения оборудования. Кроме того, выброс сажистых частиц загрязняет воздушный бассейн.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....