4.4.7. Стопорные и регулирующие клапаны свежего пара и пара после промперегрева должны быть плотными.

Плотность стопорных и регулирующих клапанов свежего пара, а также пара промперегрева должна проверяться раздельным испытанием каждой группы.
Критерием плотности служит частота вращения ротора турбины, которая устанавливается после полного закрытия проверяемых клапанов при полном (номинальном) или частичном давлении пара перед этими клапанами. Допустимое значение частоты вращения определяется инструкцией завода-изготовителя или действующими руководящими документами, а для турбин, критерии проверки которых не оговорены в инструкциях завода-изготовителя или действующих руководящих документах, не должно быть выше 50% номинальной при номинальных параметрах перед проверяемыми клапанами и номинальном давлении отработавшего пара.
При одновременном закрытии всех стопорных и
регулирующих клапанов и номинальных параметрах
свежего пара и противодавления (вакуума) пропуск
пара через них не должен вызывать вращения ротора
турбины.
Проверка плотности клапанов должна производиться после монтажа турбины, перед испытанием автомата безопасности повышением частоты вращения, перед остановом турбины в капитальный ремонт, при пуске после него, но не реже 1 раза в год. При выявлении в процессе эксплуатации турбины признаков снижения плотности клапанов (при пуске или останове турбины) должна быть проведена внеочередная проверка их плотности.
При внезапных сбросах нагрузки с отключением генератора от сети система регулирования должна удержать ротор турбины на холостом ходу. Однако из-за ряда непредвиденных обстоятельств, поломок или дефектов узлов и деталей регулирования и парораспределения возможны нарушения в работе системы регулирования. Это могут быть случаи заклинивания штоков в уплотнительных втулках из-за отложения солей, нарушения силовых соединений с сервомоторами клапанов, попадания посторонних предметов под седло регулирующего клапана и др. Тогда вследствие дальнейшего повышения частоты вращения ротора срабатывает автомат безопасности, и закрываются стопорные клапаны.
В связи с необходимостью обеспечения высокой надежности защиты от разгона ротора паром к плотности как регулирующих, так и стопорных клапанов турбины предъявляются жесткие требования.
Не всегда удается обеспечить абсолютную плотность клапанов, в основном из-за износа седла и клапана во время эксплуатации. Поэтому в практике эксплуатации допускется некоторый пропуск пара через закрытые клапаны, который не должен вызывать вращения ротора в установившемся режиме с частотой, оговоренной в данном пункте ПТЭ.
Опыт эксплуатации показывает, что проверку плотности стопорных и регулирующих клапанов и устранение выявленных неплотностей достаточно проводить 1 раз в год. Вместе с тем представляется очевидной необходимость проверки плотности клапанов в случаях, указанных в ПТЭ независимо от срока предшествующей проверки. При пуске турбины после монтажа или капитального ремонта это необходимо для контроля качества выполненных работ и получения фактических исходных характеристик плотности клапанов, а перед капитальным ремонтом — для определения объема работ по стопорным и регулирующим клапанам. Перед испытанием автомата безопасности повышением частоты вращения правилами предусматривается проверка плотности клапанов. Это связано с опасностью проведения такого испытания в том случае, если не обеспечена их регламентированная плотность.
Организация и порядок проведения проверки плотности клапанов изложены в [6].
Системы регулирования некоторых турбин не оснащены устройствами для раздельной проверки плотности клапанов. У таких турбин проверка плотности регулирующих и стопорных клапанов производится при их совместном закрытии.

4.4.8. Стопорные и регулирующие клапаны свежего пара и пара промперегрева
стопорные (отсечные) и регулирующие клапаны (диафрагмы) отборов пара, отсечные клапаны на паропроводах связи со сторонними источниками пара должны расхаживаться: на полный ход- перед пуском турбины и в случаях, предусмотренных местной инструкцией или инструкцией завода-изготовителя; на часть хода – ежесуточно во время работы турбины.
При расхаживании клапанов на полный ход должны быть проконтролированы плавность их хода и посадка.
Стопорные клапаны, а при длительной работе турбины с постоянной нагрузкой и часть регулирующих клапанов, арматура на отборах пара находятся в неизменном положении. При этом могут быть случаи заклинивания штоков в уплотнительных втулках из-за отложения солей, нарушения силовых соединений с сервомоторами и другие отклонения, приводящие к зависанию клапанов.
Так как исправность клапанов является одним из условий, определяющих надежность работы турбины, в том числе и защиты от разгона, то при работе турбины нужен постоянный контроль состояния стопорных и регулирующих клапанов, регулирующих и отсечных органов на отборах пара. Состояние клапанов проверяется их перемещением на полный ход или на часть хода. Такая операция называется расхаживанием клапанов. Современные турбины оснащены приспособлениями для расхаживания клапанов как на часть хода, так и на полный ход. Порядок и условия проведения расхаживания клапанов указываются, как правило, в инструкциях завода-изготовителя, а также должны быть отражены в местной инструкции по эксплуатации.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....