История создания газотурбинных установок

Идея использования энергии горячих дымовых газов для совершения механической работы известна человечеству очень давно. По имеющимся данным она была высказана и реализована еще Героном Александрийским, которым был построен прибор, где для целей вращения использо-валась энергия восходящего горячего газового потока.
Позднее, в ХV веке, Леонардо да Винчи была высказана идея “дымового вертела” для обжарки туш животных. Принцип действия “дымового вертела” совершенно подобен принципу .действия ветряной мельницы. “Дымовой вертел” размещался в дымоходе, и вращение его создавалось дымовыми газами, проходившими через колесо с насаженными на него лопастями .
Подобное устройство было осуществлено в средние века. Первый патент на проект газотурбинной установки был выдан в 1791 году в Англии Джону Барберу. В патенте Барбера, хотя и в примитивной форме, были представлены все основные элементы современных газотурбинных установок: имелись воздушный и газовый компрессоры, камера горения и активное турбинное колесо. Для работы предполагалось использовать продукты перегонки угля, дерева или нефти. Для понижения температуры рабочих газов предполагалось впрыскивание воды в камеру горения.
В XIX веке продолжались попытки многочисленных ученых и изобретателей различных стран создать газотурбинную установку, пригодную для практического использования. Однако эти попытки были обречены на неудачу вследствие низкого уровня науки и техники. Металлы, которые могли бы длительное время противостоять температурам порядка 500 гр С и выше еще не были получены. Свойства, газов и паров были изучены недостаточно. Состояние газодинамики не могло обеспечить создания хороших проточных частей турбины и .компрессора.
В России также предпринимались попытки создать газотурбинную установку, в частности, инженер-механиком русского военно-морского флота П.Д.Кузьминским. Он разработал, а затем и осуществил небольшую газопаровую турбинную установку, состоявшую из камеры сгорания, в которую кроме воздуха и топлива, подавался водяной пар, получавшийся в змеевике, окружавшем камеру. Газопаровая смесь затем поступала в многоступенчатую турбину радиального типа.

Горение топлива (керосина) происходило при постоянном давлении порядка 10 кгс/см2. При испытаниях, несмотря на принятые меры, камера горения быстро прогорала и выходила из строя. Создать длительно действующую установку не удалось.
В период 1900 – 1904 гг. в Германии инженером Штольце была построена и испытана газотур-бинная установка, в которой понижение температуры рабочих газов перед поступлением их в тур-бину осуществлялось за счет большого избытка воздуха, подававшегося компрессором в камеру горения. Испытания установки не дали положительных результатов. Вся мощность, развивавшая-ся газовой турбиной, расходовалась только на привод компрессора. Полезная мощность установки была равна нулю.
В 1905 – 1906 гг. французскими инженерами Арманго и Лемалем были построены две газо-турбинные установки, работавшие на керосине.
Снижение температуры газов перед турбинами примерно до 560 °С достигалось впрыскивани-ем воды. Мощность газовой турбины первой установки равнялась 25 л.с., второй – 400 л.с. От вто-рой установки впервые была получена полезная мощность. КПД установки был чрезвычайно ни-зок и не превышал 3 – 4 %, хотя КПД собственно турбины достигал уже 70 – 75 %.
Над созданием газотурбинных установок работал также немецкий ученый доктор Хольцварт, который провел обширные экспериментальные работы, основанные на глубоких теоретических исследованиях. Начиная с 1908 г. по проектам Хольцварта было построено несколько газотурбин-ных установок. Наибольший КПД, который был получен в опытах с турбинами Хольцварта за пе-риод до 1927 г. составил 14 %.
В общем же можно сказать, что те немногие, фактически работавшие газотурбинные установ-ки, которые были построены за рассмотренный период времени, либо обладали низким КПД, либо были конструктивно очень сложны и мало надежны в эксплуатации, что, естественно, являлось препятствием для их практического использования.
Реальное применение газовых турбин началось в 50-х годах XX века.
Первые практически эксплуатировавшиеся газовые турбины выполнялись утилизационными. Они работали на газах, отходивших от двигателей внутреннего сгорания, и приводили в действие воздуходувку, осуществлявшую наддув того же двигателя (увеличение воздушной зарядки цилин-дров). Подобная система впервые была применена в авиации и позволила уменьшить падение мощности мотора с увеличением высоты полета.
Первая газотурбинная электростанция с турбоагрегатом мощностью 5000 кВт была введена в эксплуатацию в 1939 г. в Швейцарии. Установка была выполнена по простейшей схеме и работала при температуре газа перед турбиной порядка 560 °С.
Позднее, в 50-х годах, в Швейцарии же была построена и эксплуатировалась газотурбинная электростанция в местечке Бецнау с турбоагрегатами мощностью в 12 и 25 МВт при начальной температуре газа 650 °С.
Тепловая схема установок была усложнена, что обеспечило более высокий КПД.
С 50-х годов XX века начинается быстрое развитие газотурбостроения во всех странах, имев-ших развитую турбостроительную промышленность.
В стационарном применении газотурбинных установок наметились два основные направле-ния:
использование на магистральных газопроводах и
для выработки электроэнергии на электростанциях.
На газопроводах газотурбинные агрегаты применяются для привода компрессоров, перекачи-вающих газ.
На отечественных заводах (НЗЛ, УТЗ, ЛМЗ) был освоен выпуск подобных турбонагнетателей первоначально мощностью 4 МВт, затем 5, 6, 10, 16, 25 МВт и более мощных.
Суммарная мощность газотурбинных установок, выпущенных для этих целей только заводами Советского Союза и России, превышает многие миллионы кВт.
Газотурбинные установки на электростанциях, как основной тип двигателя для привода элек-трогенераторов, используются главным образом в тех районах, где имеется природный газ, а так же, учитывая их возможности к быстрому пуску, для покрытия пиковых нагрузок, возникающих в энергосистемах в относительно кратковременные периоды наибольшего потребления энергии. На ЛМЗ, в частности, освоен выпуск турбоагрегатов мощностью 100 МВт.
Предпринимались попытки применения газотурбинных агрегатов в новых технологических процессах – с использованием в качестве топлива для ГТУ продуктов подземной газификации уг-ля. С этой целью на ЛМЗ были изготовлены два турбоагрегата мощностью по 12 МВт, смонтиро-ваны на Шацкой электростанции (Рязанская область) и запущены в эксплуатацию.
Однако работы, проводившиеся в течение ряда лет, показали, что путь использования в газо-турбинных агрегатах низкокалорийных продуктов подземной газификации в энергетике непер-спективен с экономической точки зрения. Паротурбинные установки с обычной схемой использо-вания топлива экономичнее и надежнее. Поэтому в 1961 г. работы по освоению сжигания продук-тов перегонки твердого топлива в газотурбинных агрегатах были прекращены, а Шацкая электро-станция остановлена.
Еще одно из направлений по применению газотурбинных установок для выработки электро-энергии – использование авиационных газотурбинных агрегатов. Эти агрегаты имеют высокое техническое совершенство, компактны, надежны, не требуют охлаждающей воды, быстро запус-каются в работу (1-3 мин) и при минимальных работах по реконструкции могут быть использова-ны для привода электрогенераторов как для передвижных автоматизированных энергоустановок небольшой мощности (1000 – 3000 кВт), так и для более мощных, в том числе пиковых. Транспор-табельные установки монтируются на трейлерах и могут быть доставлены практически в любой район для обслуживания строительных объектов и снятия пиковых нагрузок.
Стандартные обозначения газотурбинных установок, принятые в отечественной практике (как пример): ГТ-35-770-2, ГТ-50-800, ГТ-100-750-1, ГТ-45-950. Здесь первые цифры – мощность в МВт, вторые – температура газа перед турбиной, гр.С и третья – номер модели.
В газотурбостроении промышленно развитых стран, так же, как и в паротурбостроении, прак-тически существует единый мировой уровень по тенденциям развития, мощностям турбоагрегатов и их параметрам.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....