1.4.8. Организации, эксплуатирующие электрические станции
1.4.8. Организации, эксплуатирующие электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети, должны подвергаться энергетическим обследованиям в соответствии с действующим законодательством об энергосбережении. Энергетические обследования организаций, эксплуатирующих энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, должны проводиться уполномоченными органами государственного контроля и надзора, а также организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Энергетические обследования (ЭО) организаций с годовым потреблением энергоресурсов свыше 6-ти тысяч тонн условного топлива в год проводятся в соответствии с Законом Российской федерации № 28-ФЗ от 03.04.96 «Об энергосбережении», а также с другими законодательными и нормативными актами, в том числе указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минэнерго РФ и другими документами.
Решение о проведении ЭО на предприятиях и в организациях с меньшим потреблением энергоресурсов принимается органами власти соответствующего региона или органами местного самоуправления.
В выше указанных документах энергосбережение рассматривается в качестве основного пути снижения затрат на производство, транспорт и распределение электрической и тепловой энергии, а ЭО предприятий — как стратегическая задача, связанная с повышением энергетической эффективности работы энергопредприятий за счет проведения экономически обоснованной энергосберегающей политики, заключающейся в использовании более эффективного оборудования и технологий, устранении необоснованных потерь и снижении затрат топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на всех стадиях производства, транспортирования и распределения электрической и тепловой энергии, внедрении организационно-правовых мероприятий, стимулирующих эффективное использование ТЭР.
Для практического осуществления поставленной задачи — реализации потенциала энергосбережения, в первую очередь, необходимо на каждом энергопредприятии определить конкретные направления повышения энергетической эффективности, выявить причины неэффективного или низкоэффективного использования ТЭР, установить техническую возможность и экономическую целесообразность применения энергосберегающих технологий. Таким образом, основными задачами первичного ЭО являются:
— определение нормативного и фактического количеств потребляемых ТЭР и выявление энергосберегающего потенциала в натуральном и денежном выражениях для обеспечения обоснования статей затрат энергоснабжающих организаций, включаемых в расходы производства и услуг по передаче электрической и тепловой энергии (себестоимость); выявление внутренних и внешних причин несоответствия фактического потребления ТЭР нормативным значениям;
— определение теоретически возможного потенциала энергосбережения в случае применения более совершенных технологий и оборудования, чем это предусмотрено проектом или нормативными документами, в натуральном и денежном выражениях для оценки эффективности инвестиционных проектов и проектов техперевооружения — для обоснования инвестиционных программ, финансируемых за счет прибыли энергоснабжающих организаций;
—разработка технически и экономически обоснованных организационно-технических мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности, с оценкой объемов финансирования для их реализации, сроков окупаемости, способов возврата денежных средств — для формирования программ сокращения издержек и инвестиционных программ;
—натурное определение (подтверждение) эффективности реализованных энергосберегающих мероприятий — в том числе для обеспечения окупаемости затрат на уже реализованные энергосберегающие проекты за счет сохранения норм расхода ТЭР, действовавших до проведения мероприятий, на период, превышающий на 2 года срок их окупаемости.
«Правилами проведения энергетических обследований организаций» (утв. Минтопэнерго России 25.03.98 г.) устанавливаются требования по регламенту проведения обязательных ЭО, их видам, срокам, результатам и другие важнейшие требования; в том числе определены шесть видов обязательных энергетических обследований, важнейшими из которых являются:
—предпусковое (предэксплуатационное) ЭО, проводимое до начала эксплуатации энергообъекта и входящее в состав обязательных процедур при приемке законченных строительством объектов;
—первичное ЭО, проводимое непосредственно после ввода в эксплуатацию (для новых объектов) или в соответствии с графиками для действующих;
— периодическое ЭО, проводимое с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.
Существуют также локальные, внеочередные и экспресс-обследования.
Обязательные ЭО могут проводиться только организация минэнергоаудиторами, аккредитованными в порядке, установленном соответствующими нормативными документами Минэнерго России, а также зарегистрированными в органах Госэнергонадзора.
Обязательные ЭО проводятся в соответствии с действующими нормативными документами — типовыми программами, в которых оговариваются состав и последовательность выполнения работ, а также с методическими указаниями, в которых определяется методология выполнения каждого вида работ, входящих в состав ЭО.
Результатами обязательных ЭО являются энергетический паспорт, топливно-энергетический баланс, перечень экономически оправданных энергосберегающих мероприятий, составляемые по установленным нормативными документами формам, а также отчет. Энергетический паспорт, топливно-энергетический баланс, перечень энергосберегающих мероприятий подлежат согласованию в органах Госэнергонадзора.
Разрабатываемые в результате обязательного ЭО энергосберегающие мероприятия должны реализовываться на предприятиях и в организациях. Для энергоснабжающих организаций затраты на реализацию указанных мероприятий, как правило, включаются в состав расходов на производство и передачу энергоресурсов органами, осуществляющими ценовое регулирование. При этом нормы и нормативы энергопотребления, сложившиеся в период, предшествующий внедрению энергосберегающих мероприятий, должны сохраняться на период, на 2 года превышающий расчетный срок окупаемости этих мероприятий, что определено соответствующими постановлениями Правительства России, тем самым введены экономические стимулы для проведения энергосберегающих мероприятий. Результаты ЭО используются также органами ценового регулирования при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) и платы за услуги по их передаче.
Таким образом, обязательные ЭО являются необходимым условием успешной реализации энергосберегающей политики государства, обоснованного определения тарифов на электрическую и тепловую энергию, основой для модернизации электрических станций и сетей.
Список
использованной литературы к главе 1.4
1.Методические указания по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии по показателям «разность температур сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах» и «удельный расход
электроэнергии»: СО 153-34,20.523(1)-2003.-М: СПО ОРГРЭС, 2003.
2. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «удельный расход сетевой воды»: СО 153-34.20.523(2)-2003,- М.: СПО ОРГРЭС, 2003.
3. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «тепловые потери»: СО 153-34.20.523(3)-2003. – М.: СПО ОРГРЭС, 2003.
4. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «потери сетевой воды»: СО 153-34.20.523(4)-2003.- М.: СПО ОРГРЭС, 2003.
5.Методические указания по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях: РД 34.09.255-97.- М.: СПО ОРГРЭС, 1998. (СО 34.09.255-97).
6.СНиП 2.04.14-88. «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов».