2.2.5. Дымовые трубы и газоходы
2.2.5. Дымовые трубы и газоходы должны подвергаться наружному осмотру 2 раза в год (весной и осенью). Наружное и внутреннее обследование дымовых труб должно производиться с привлечением специализированных организаций через год после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет с обязательной экспертизой промышленной безопасности дымовых труб. Обследование состояния теплоизоляции, кирпичной и монолитной футеровки труб при невозможности отключения котлов может быть выполнено тепловизионным методом.
Дымовые трубы электростанций рассчитаны на работу в сложных условиях, сочетающих перепады температуры, давления, влажности, агрессивного воздействия дымовых газов, ветровые нагрузки и нагрузки от собственного веса. Стволы дымовых труб могут быть выполнены кирпичными, железобетонными, металлическими, футеровки — из красного и кислотоупорного кирпича, внутренние газоотводящие стволы — из кремнебетона или стальными.
Для обеспечения эксплуатационной надежности дымовых труб не допускается без согласования с проектной организацией изменять предусмотренный проектом тепловлажностный, газовый и аэродинамический режим эксплуатации труб дополнительным подключением котлов, вентиляционных каналов и др.
Осмотры и обследования дымовых труб выполняются в соответствии с требованиями [11] и [12].
При осмотре и обследовании наружной поверхности железобетонных труб [12] выявляются оголения и выгибы вертикальной арматуры, вертикальные и горизонтальные трещины, выпученные места в защитном слое бетона, расслоения и сколы бетона, свидетельствующие о снижении прочности и несущей способности ствола трубы, определяется прочность бетона, состояние антикоррозионной защиты металлоконструкций, состояние оголовка трубы.
При наружном осмотре и обследовании кирпичных труб необходимо убедиться в отсутствии трещин в стволе и фундаменте, сохранности перемычек над проемами, исправности ходовых скоб, стяжных колец и молниезащиты, определить степень разрушения и размеры повреждений кирпичной кладки. При наружном осмотре металлических дымовых труб основное внимание должно уделяться прочности и целостности несущих конструкций: фундамента или опорных конструкций, анкерных болтов, ствола трубы, Байтовых растяжек; наличию деформаций, угрожающих устойчивости трубы [12].
При осмотре дымовых труб с внутренними газоотводящими стволами из межтрубного пространства должно проверяться состояние железобетонного ствола — оболочки, конструкций внутренних стволов (состояние соединительных швов, компенсаторов, теплоизоляции, креплений тяг подвесок, перекрытий, металлоконструкций смотровых площадок и лестниц). Обнаруженное ослабление натяжения в тягах подвесок внутренних стволов устраняется подтяжкой креплений.
Внутренние осмотры и обследования дымовых труб производятся при полном отключении котлов. При осмотре футеровки обращается внимание на наличие в футеровке разрушений от химической коррозии, расслоение кирпичной кладки, образование сквозных отверстий и щелей, на состояние уплотнений компенсационных зазоров в узлах сопряжения отдельных звеньев футеровки, абразивный износ футеровки и разделительной стенки. В случае обрушения значительного объема футеровки должно быть срочно выполнено внеочередное обследование трубы с привлечением специализированной организации и приняты меры к восстановлению футеровки. При повреждениях на небольших участках футеровка ремонтируется при плановом отключении котлов.
Состояние дымовых труб с прижимной футеровкой, в том числе с монолитной футеровкой, с вентилируемым и невентилируемым воздушным зазором может контролироваться с помощью тепловизионной техники. При этом не требуется останов котлов, так как обязательным условием для тепловизионной съемки является работа котлов в стационарном режиме не менее 1-2 сут. Критериями для оценки дефектов конструктивных элементов дымовой трубы (футеровки, теплоизоляции, железобетонного ствола) являются аномалии на термограммах. Видеозапись или фоторегистрация теплового изображения могут накапливаться по каждой дымовой трубе после ее ввода в эксплуатацию, а остановы котлов понадобятся только в случае необходимости уточнения объема ремонта и производства ремонтных работ. Дефекты труб в этом случае могут быть выявлены на более ранней стадии их развития, что позволит существенно сократить затраты на восстановление надежности труб. Для выполнения работ по тепловизионному обследованию дымовых труб привлекаются специализированные организации.
При внутреннем осмотре и обследовании кремнебетонных газоотводящих стволов дымовых труб обращается внимание на наличие механических повреждений панелей (трещины, сколы), глубину поражения коррозией, состояние компенсаторов и стыков между панелями. В металлических стволах проверяются площадь, глубина и скорость коррозии в нижней и верхней частях ствола, измеряется толщина металла ствола с помощью приборов или непосредственно просверливанием отверстий.
В случае обнаружения щелей в соединениях элементов внутренних стволов для исключения присосов наружного воздуха их необходимо заделать в металлических стволах с помощью сварки, в кремнебетонных — с помощью жгутов стеклоткани, фторопласта или другого коррозионно-стойкого материала.
Газоходы должны подвергаться внутреннему осмотру по возможности при каждом отключении обслуживаемого ими котла, особенно в начальный период эксплуатации. При осмотре железобетонных газоходов проверяется состояние защитного слоя бетона, стен и плит перекрытий.
Если стены газоходов выполнены из красного или кислотоупорного кирпича, должно быть проверено, нет ли расслоения кладки и деформации стен от сульфатной коррозии и других причин. Для исключения подсосов холодного воздуха необходимо следить за тем, чтобы не было щелей и неплотностей в компенсаторах, шиберах, стенах газоходов, в местах примыкания газоходов к трубе, чтобы смотровые люки и взрывные клапаны были закрыты.
Во время осмотров газоходов должны быть определены толщина, плотность, влажность золовых отложений, установлены период накопления и характерные места максимальных золовых отложений. Для всех газоходов должна быть составлена схема несущих конструкций и узлов с указанием на них нагрузок от золовых отложений, фактических и расчетных, которые, как правило, не должны превышать 300 кгс/м2 . Результаты осмотров дымовой трубы и газоходов должны отражаться в актах, а также записываться в журнал осмотров дымовой трубы.
Дневная маркировка, световое ограждение и радиомаркировка, если она предусмотрена проектом, должны содержаться на дымовых трубах в исправном состоянии и выполняться в соответствии с [13].
В случае обнаружения крена дымовой трубы вследствие неравномерной осадки, близкого к допустимому (см. таблицу из СНиП 11.15-74), необходимо организовать наблюдения за изменением крена трубы по разности осадок марок, заложенных в цоколе ствола дымовой трубы на отметке +0,5-4-1,0 м, не реже 1 раза в год.
Таблица- (СНиП 11.15-74)
Высота дымовой трубы Н, м
|
Значения предельных деформаций оснований и крена | |
Предельно допустимое отклонение верха трубы, мм | Средние абсолютные осадки, см | |
20 <Н ≤100м | 140-650 | 40 |
100 <H ≤ 200м | 650-700 | 30 |
200 < Н ≤ 300 м | 700 | 20 |
Н > 300 м | 700 | 10 |
При наклоне трубы, связанном с деформацией ствола, раскрытием горизонтальных трещин, изменение крена трубы должно контролироваться проверкой вертикально¬сти оси трубы с помощью теодолита с обязательным из¬мерением смещения оси трубы в точке перегиба (излома).
При значении крена трубы больше допустимого измере¬ния должны производиться не реже 1 раза в 3 мес для выяв¬ления скорости отклонения, уточнения причин его возник¬новения и выбора мер по прекращению отклонения. Резуль¬таты измерений крена должны заноситься в журнал наблю¬дений и храниться вместе с паспортом дымовой трубы.