2.2.6. При наблюдениях за зданиями, сооружениями и фундаментами оборудования должно контролироваться состояние подвижных опор
2.2.6. При наблюдениях за зданиями, сооружениями и фундаментами оборудования должно контролироваться состояние подвижных опор, температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений металлоконструкций, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации), подкрановых конструкций и участков, подверженных динамическим и термическим нагрузкам и воздействиям.
Наиболее уязвимыми местами зданий и сооружений являются:
—места приложения сосредоточенных нагрузок; опорные части ферм, ригелей, прогонов, опорные части пилястр, перемычек;
—места сопряжений конструкций: стыки панелей, стен, покрытий, перекрытий, сопряжения стен зданий разной этажности и разновысотных сооружений;
—места пропуска коммуникаций через стены, сопряжения кровли с трубами, стенами, парапетными стенками;
— места вероятного увлажнения конструкций; места излома и сопряжения горизонтальной и вертикальной гидроизоляции;
— места наибольшего износа защитных покрытий полов, защитные конструкции и покрытия в помещениях душевых, санузлов, помещений химводоочистки.
Наиболее опасны дефекты стыков колонн, балок прогонов, так как они могут привести к разрушению зданий и сооружений. Отклонения от вертикали, перекосы в плоскости, возникающие вследствие некачественного монтажа и неравномерной осадки фундаментов, могут вызвать перераспределение напряжений и разрушение конструкций.
В зданиях, оборудованных мостовыми кранами, необходимо следить за состоянием узла сопряжения несущих конструкций, так как работа мостовых кранов может привести к ослаблению и расстройству соединений колонн с подкрановыми балками, ригелями и элементами покрытий, появлению трещин в подкрановых балках и другим повреждениям: трещинам в верхнем поясе подкрановой балки, прогибу верхнего пояса балки, расстройству швов и соединений, смещениям рельсов на подкрановых балках, износу реборд ходовых колес и др.
Односторонний износ головок рельсов и реборд колес мостового крана в машинном отделении свидетельствует о наличии поперечного уклона подкрановых путей, который при интенсивном износе реборд и рельса, как правило, превышает 40 мм. Двусторонний износ реборд катков и головок рельсов появляется при разнице в диаметрах ходовых колес мостового крана.
Обеспечение нормального состояния подкрановых конструкций достигается своевременным ремонтом и рихтовкой подкрановых путей, ликвидацией перекосов кранового моста в плане, устранением разницы в диаметрах ходовых колес крана, повышением продольной и поперечной жесткости опор и пролетных конструкций. Рихтовка подкрановых путей выполняется в соответствии с [14]. Не реже 1 раза в 3 года должно выполняться полное техническое освидетельствование подкрановых путей с привлечением специализированной организации.
Разрушение конструкций и сооружений, как правило, возникает раньше всего в узлах сопряжения отдельных элементов, где возможны неплотности, раковины, образование узких щелей, в которых скапливается пыль и задерживается влага: сопряжения стен, колонн с полами и отмостками, швы между панелями и плитами ограждений, температурные и осадочные швы.
На гранях железобетонных статически нагруженных колонн могут появиться вертикальные трещины вследствие чрезмерного изгиба стержней рабочей арматуры, если хомуты поставлены редко, или коррозии арматуры от проникающей через поры защитного слоя бетона влаги. Продукты коррозии могут увеличить объем арматуры в 3 раза и более, что неизбежно вызывает механическое разрушение бетона. В бетонных конструкциях в зависимости от ведущих признаков разрушения коррозия подразделяется на три вида: выщелачивание извести из цемента фильтрирующей сквозь толщу бетона мягкой водой; кислотное или химическое разрушение при действии на бетон кислот, солей и щелочей, вступающих в обменные реакции с составными частями цементного камня; сульфатная коррозия или кристаллизационное разрушение бетона вследствие накопления в порах и капиллярах бетона кристаллов солей в результате химических реакций взаимодействия агрессивной среды и составных частей цементного камня или в результате присоса солей извне и выделения их из раствора при постоянном испарении влаги.
Повышение коррозионной стойкости внешнего слоя железобетонных или бетонных конструкций в условиях агрессивных сред обеспечивается обработкой поверхности конструкций торкретированием, гидрофобизацией, силикатизацией или флюатированием.
Образование наклонных трещин на опорных концах железобетонных балок и прогонов указывает на их недостаточную несущую способность по наклонным сечениям. При недостаточной несущей способности на восприятие изгибающего момента образуются вертикальные и наклонные трещины в пролетных участках балок и прогонов. На опорных участках монолитных плит при недостаточной их несущей способности по изгибающему опорному моменту образуются трещины, направленные поперек рабочего пролета.
Трещины в растянутой зоне железобетонных и армокаменных изгибаемых конструкций, направленные перпендикулярно к ребру и затухающие к нейтральной оси, образуются обычно вследствие перегрузки конструкций.
Наклонные трещины на вертикальных гранях изгибаемых элементов у опор появляются вследствие неправильного армирования хомутами и отгибами.
При осмотре каменных конструкций особое внимание обращается на места опирания балок и прогонов, состояние кладки в простенках, перемычках, у водостоков, вдоль цоколей.
При осмотре стен выявляются наличие и характер трещин в стенах и местах сопряжений различных их элементов, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание материала стен, перемычек, карнизов, отслоение фактурного наружного слоя. По характеру трещин в стенах могут быть установлены причины их появления. В случае разной осадки одной части стены относительно другой на значительном по длине участке образуются вертикальные трещины одинаковой ширины по всей высоте. Если же вертикальная трещина расширена в верхней части, то это может быть следствием того, что осадка произошла на участках, расположенных по одну или по обе стороны от места возникновения трещины (рисунок 2.2.4).
Наклонные трещины чаще всего свидетельствуют об увеличившейся осадке стены в стороне от места образования трещины. Трещины над проемами в кирпичных стенах могут возникнуть от значительных сосредоточенных нагрузок, размещенных на простенках. Для более полного определения состояния кирпичной кладки стен исследуются физико-химические свойства раствора из швов кладки и влажность материала стен.
Рисунок 2.2.4 – Деформации здания, вызванные неравномерной осадкой грунтов
а – при неоднородном основании; б – при изломе и скалывании
Основными дефектами и повреждениями металлоконструкций, которые следует обнаружить при обследовании, являются:
– в сварных швах – пеполномерность, кратеры, перерывы, подрезы основного металла, непровары по кромкам и по сечению шва;
– в заклепочных соединениях – зарубки, маломерность головок, неплотное заполнение отверстий телом заклепки, неплотное соединение пакета;
– в элементах конструкций — прогибы отдельных элементов и всей конструкции, выпучивание, погнутость узловых фасонок, коррозия основного металла и соединений, трещины.
Повреждения металлических конструкций возникают при эксплуатации в основном вследствие механического воздействия (статических перегрузок, ударных и вибрационных нагрузок) и коррозии. Степень опасности дефектов и повреждений, таких как отклонения металлических конструкций от проектного положения, деформации отдельных элементов, потери площади сечения элементов вследствие коррозии, механического износа, наличия подрезов и вырезов и т.п., должна устанавливаться на основе поверочных расчетов, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. При обнаружении должны быть немедленно устранены трещины в основном металле или сварных швах, дефекты сварных швов, проворачивание заклепок или болтов в соединениях, восполнены отсутствующие заклепки или болты, гайки или средства их фиксации в соединениях.
Железобетонные фундаменты оборудования и конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от воздействия высоких и повышенных температур. Длительный (более 7 сут) нагрев бетонных и железобетонных конструкций выше 200°С не допускается. Если при нагреве бетона периодически увлажняется поверхность конструкций, то не допускается их нагрев выше 50°С [4]. Если температура нагрева бетонных и железобетонных конструкций превышает указанные ограничения, то защита конструкций от нагрева осуществляется с помощью экранов со специальной теплоизоляцией по проекту, разработанному специализированной организацией.
При обнаружении трещин на поверхности бетона конструкций фундаментов оборудования с динамическими нагрузками должны быть проведены исследования вибрационного состояния фундамента. По обе стороны трещины измеряются относительные перемещения частей фундамента. Разность амплитуд более 7 мкм указывает на нарушение монолитного состояния конструкции фундамента. Глубина распространения трещин и неоднородность бетона могут быть определены ультразвуковым методом. В случае сквозных или значительных по глубине трещин на опорах, ригелях фундамента необходимо усилить фундамент методом инъектирования трещин эпоксидными смолами.
В конструкциях перекрытий зданий и сооружений, постоянно подверженных воздействию динамических нагрузок, при появлении трещин и нарастании уровня вибраций перекрытия должны быть проверены значения параметров вибраций оборудования и устранены недопустимые колебания, улучшена виброизоляция оборудования и восстановлена монолитность несущих конструкций перекрытия.\