3.1.41.(3.1.42;3.1.43.) Грузоподъемное оборудование
3.1.41. Грузоподъемное оборудование, не подведомственное органам государственного контроля и надзора, периодически, не реже 1 раза в 5 лет, подлежит техническому освидетельствованию.
Обследование канатов, тяговых органов, изоляции проводов и заземления, состояния освещения и сигнализации грузоподъемного оборудования должно производиться не реже 1 раза в год.
Целью обследования и технического освидетельствования оборудования является обеспечение надежности и безопасности эксплуатации комплекса сооружение-оборудование. При необходимости к работам следует привлекать специализированные организации.
3.1.42. Полное закрытие затворов, установленных на напорных водоводах, может проводиться лишь при исправном состоянии аэрационных устройств.
При полном закрытии затворов, расположенных в верхней части напорных водоводов, по трассе в потоке образуется разрежение (вакуум). Если разрежение не снять подачей воздуха из атмосферы, то возможно нарушение устойчивости оболочки водовода (его смятие). Поэтому аэрационные отверстия для впуска воздуха в водоводы должны быть всегда в исправном состоянии. Подробнее см. пункт 3.1.16.
3.1.43. В необходимых случаях должны быть обеспечены утеп ление или обогрев пазов, опорных устройств и пролетных строений затворов, сороудерживающих решеток, предназначенных для работы в зимних условиях.
Обогрев является основным средством борьбы с обмерзанием металлических конструкций, работающих на границе воды и наружного воздуха (затворов, сороудерживающих решеток, закладных частей).
На затворах в морозный период происходит обмерзание: опорно-ходовых частей и уплотнений при наличии протечек через неплотности последних; порога и нижней части затвора; корпуса затвора со стороны верхнего бьефа. На сороудерживающих решетках происходит обмерзание стержней в случаях кристаллизации на стержнях переохлажденной воды и намерзания на них шуги или снежуры, плывущих в потоке.
Закладные части обмерзают, как правило, вместе с обшивкой и опорно-ходовыми частями затворов; обмерзание препятствует маневрированию затворами.
Утепление или обогрев затворов и закладных частей в морозный период осуществляется для: поддержания затворов в постоянной готовности к открытию; обеспечения сохранности затвора при консервации на зимний период; Периодической готовности (за определенное время) к маневрированию в любое время морозного периода. Для Предохранения от обмерзания обшивки затвора применяются ее теплоизоляция и обогрев внутренней полости затвора, для чего с безнапорной стороны устанавливается вторая обшивка из теплоизолирующего материала. В полости затвора устанавливается нагреватель. Расчет потребной мощности нагревателя производится в зависимости от поставленной задачи: предотвращения обледенения затвора в воде; освобождения затвора, находящегося в воде, от намерзания льда; предотвращения обледенения частично поднятого над водой затвора; освобождения от намерзшего льда полностью поднятого над водой затвора. Время обогрева также определяется в соответствии с поставленной задачей (постоянным включением на весь морозный период, включением на время выполнения заданных операций с учетом заблаговременности).
Обогрев закладных частей осуществляется с целью предупреждения примерзания к ним льда, образовавшегося на затворе и его опорно-ходовых частях. Для закладных частей и бетона применяются следующие системы обогрева: электромаслообогрев с естественной циркуляцией масла (для вертикальных участков); электромаслообогрев с принудительной циркуляцией масла (при наличии горизонтальных участков); электрообогрев непосредственным пропуском тока по закладным частям (как правило, не рекомендуется из-за опасности короткого замыкания на арматуру сооружения); шинный электрообогрев (с помощью нагреваемых шин, проложенных в нишах у поверхности бетона; применяется при малых объемах намораживания); индукционный электрообогрев (с помощью полых стержней с кабелем внутри; наиболее эффективен и безопасен). Включение электрообогрева закладных частей, как и затворов, осуществляется в зависимости от задаваемых условий постоянно или периодически.
Для затворов, работающих при отрицательных температурах в зоне распространения брызг, поверхность бычков также обогревается, как правило, шинным обогревом.
Задачей обогрева сороудерживающих решеток является защита их от обмерзания, для чего температура поверхности стержней должна быть на десятые доли градуса выше нуля. Обогрев не может предохранить решетку от механического ее забивания льдинами или комьями смерзшегося внутриводного льда. В этих случаях обогрев существенно облегчает расчистку решетки механическими средствами. Для обогрева стержней решетки наиболее часто применяются два способа: непосредственное пропускание электрического тока по стержням и индукционный способ.
Расчет тепловой мощности источников электроэнергии для обогрева решеток производится в зависимости от условий обогрева (равномерного, дифференцированного по участкам поверхности, лобового и др.). Отметим, что расход электроэнергии на обогрев решеток является значительным: для площади отверстия 200 м2 мощность установки составляет 0,1-1 МВт.