3.1.5. Размещение грузов и устройство каких-либо сооружений
3.1.5. Размещение грузов и устройство каких-либо сооружений, в том числе причалов, автомобильных и железных дорог, на бермах и откосах каналов, плотин, дамб и у подпорных стенок в пределах расчетной призмы обрушения не допускается.
Устойчивость откосов плотин, дамб каналов, а также Массивов грунта, поддерживаемых подпорными стенками, определяется в проектах сооружений на основании расчетов, в которых учитываются все внешние и внутренние силы, действующие на выделяемый отсек обрушения, ограничиваемый поверхностью скольжения (рисунок 3.1.2). Расчетные случаи должны отвечать наиболее тяжелым эксплуатационным условиям работы данного откоса: действие достаточно большой временной нагрузки на гребне откоса, понижение уровня воды в бьефе ниже откоса, наиболее опасные высотные положения грунтовой воды выше откоса и т.п.
Рисунок 3.1.2. – Схема действия статических нагрузок на подпорную стенку
1 — подпорная стенка; 2 – засыпка; 3 – уровень грунтовых вод; G — равнодействующая собственного веса; N — равнодействующая взвешивающего давления; Е — равнодействующая давления грунта; W — равнодействующая давления воды; Q — равнодействующая распорного давления, вызванного дополнительной пригрузкой q; φ – угол внутреннего трения грунта засыпки; f — коэффициент трения стенки по грунту; L — ширина опасной зоны; 0 — точка опрокидывания; А-А — плоскость сдвига.
Наиболее опасный в отношении устойчивости отсек («призма») обрушения имеет наименьший коэффициент запаса по сравнению с другими отсеками. Если этот отсек будет подвергнут’ дополнительной, не предусмотренной проектом нагрузке, то он может потерять устойчивость и произойдет оползень. Поэтому когда возникает необходимость размещения грузов или возведения строений в пределах отсека обрушения, необходима дополнительная расчетная проверка для обоснования возможности таких мероприятий. Необходимо отметить, что наиболее частым нарушением этого пункта ПТЭ является устройство причалов для катеров и лодок: оно также требует расчетного обоснования.
Опасная зона в границах отсека обрушения обозначается на местности отличительными знаками (столбиками).