4.1.20. Устройства, устраняющие зависание топлива в бункерах и течках
(устройства обогрева стенок, пневмо- и паро-обрушители, вибраторы и др.), должны быть в действии или в состоянии готовности к действию.
В случае поступления плохосыпучего топлива для уменьшения вероятности забивания течек на тракте топливоподачи необходимо, чтобы последние не имели перегибов и устанавливались с углом наклона стенок, по которым движется топливо, не менее 60° к горизонту для угля и сланца и не ниже 65° для торфа. Аналогичные требования распространяются и на наклонные стенки бункеров, расположенных на тракте топливоподачи, и на стенки БСУ. Указанные углы наклонов являются минимальными, и очевидно, что с их увеличением уменьшается вероятность зависания топлива.
Для устранения сводообразования, зависания и трубообразования в бункерах применяются следующие основные методы или их комбинация:
— паро- или пневмообрушение с помощью стреляющих сопл, устанавливаемых рядом с двугранными углами,образуемыми соседними стенками бункеров. Сопла устанавливаются в 3 – 4 яруса по высоте бункера, и к ним кратковременно (в течение 1 — 2 с), начиная с нижнего яруса и
заканчивая верхним, подается пар или воздух давлением 8-10 кгс/см2 (0,8—1,0 МПа). Устройство включается в работу либо по заданной программе, либо по сигналу от датчика обрыва топлива на БСУ;
- реконструкция бункера, выпускной воронки и замена питателей;
— скругление внутренних граней углов бункера по всей его высоте приваркой к стенкам бункера вогнутых металлических накладок радиусом 0,3— 0,5 м;
— установка вибраторов на “ложной” стенке в нижней части бункера;
- установка подвесной выпускной воронки с размещением на ней вибраторов;
- покрытие изнутри стенок бункеров специальными гидрофобными материалами (эпоксидно-амидными композициями, керамическими плитками и т.п.);
— выполнение стенок бункеров или только их выпускной части из нержавеющей стали;
- обогрев бункеров на складе или стенок бункеров под вагоноопрокидывателем.
Предпочтение следует отдать пневмообрушению, воздействующему практически на весь бункер, а не только на его нижнюю часть.
Периодическое включение в работу обрушающих устройств препятствует образованию очагов зависания и застревания топлива в бункерах и способствует более полному использованию их номинальной емкости. Оптимальная частота использования обрушающих устройств определяется экспериментально применительно к конкретным конструкции бункера и характеристикам сыпучести топ-
лива — чрезмерно частое использование обрушающих средств приводит к уплотнению отложений топлива на стенках бункера, “заклиниванию” топлива в его устье и, следовательно, сокращению стабильности подачи топлива в системы пылеприготовления и топки котлов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Удовлетворительные результаты дает покрытие бункеров керамической плиткой и эпоксидно-амидными композициями. Эти покрытия следует применять в совокупности с пневмообрушением.
Для устранения налипания топлива на стенки и шиберы пересыпных течек, что в конечном счете может привести к застреванию в них топлива, целесообразно выполнять:
— обогрев стенок паром, проходящим по трубам, разрезанным вдоль оси на две части и приваренным в местах наиболее часто встречающихся налипаний топлива;
— установку вибраторов.
Обогрев стенок течек положительно зарекомендовал себя в эксплуатации, особенно при работе на высоковлажных углях. Обогрев должен осуществляться во время подачи топлива по данной течке. Вибраторы являются эффективными при работе по заданной программе. Включение вибраторов по импульсу от датчика завала течки топливом нецелесообразно, так как это обычно приводит к уплотнению застрявшего топлива и увеличению трудозатрат на очистку течки.
Кроме описанных выше конструктивных мероприятий следует также периодически, через каждые 7 — 10 сут срабатывать топливо до минимально возможного уровня в целях устранения его зависания в БСУ, так как все виды твердого топлива, применяемого в энергетике, обладают склонностью к слеживанию при длительном пребывании в неподвижном состоянии. По этой же причине необходимо полностью выбирать топливо из БСУ перед любым длительным перерывом в работе бункеров, например при сезонном переходе на сжигание газа или мазута.