4.3.18. Включение котла в обший паропровод
должно производиться после дренирования и прогрева соединительного паропровода. Давление пара за котлом при включении должно быть равно давлению в общем паропроводе.
Для паропровода характерны большая протяженность, сложная конфигурация и значительная разница в толщине отдельных деталей — труб, арматуры и соединительных фасонных деталей, например тройников. При прогреве паропровода, его деталей и арматуры для снижения возникающих тепловых напряжений существенное значение имеет исправность его тепловой изоляции, опор, креплений и возможность свободного расширения паропровода при его прогреве.
В начале прогрева пар, поступающий в паропровод, конденсируется. Во избежание гидравлических ударов конденсат должен удаляться через дренажные устройства. При гидравлических ударах процесс прогрева прекращается, и паропровод усиленно дренируется. При правильно выбранных точках дренирования, сечениях дренажных линий, уклонах паропровода гидравлические удары при прогреве не возникают.
По мере прогрева металла конденсация пара уменьшается.
Коэффициент отдачи тепла от конденсирующегося пара к стенкам паропровода значителен, поэтому внутренние слои металла нагреваются больше, чем наружные, и возникают разность температур по толщине стенок и дополнительные внутренние напряжения в металле. Прогрев фланцев, арматуры и соединительных частей, имеющих большую толщину стенки, отстает от прогрева паропроводных труб. При быстром нагреве в этих деталях, а также в местах их приварки к паропроводам могут возникнуть опасные дополнительные термические напряжения, которые ведут к образованию трещин, поэтому скорость прогрева паропроводов обычно определяется с учетом условий прогрева арматуры, фланцев и других фасонных деталей.
В процессе прогрева производятся наблюдения и контроль за расширениями паропровода по установленным реперам и проверяется состояние опор и подвесок. При защемлении паропровода или при значительном ослаблении подвесок следует приостановить прогрев и устранить неисправности.
Наиболее рационально начинать прогрев соединительного паропровода с момента розжига горелок. Для реализации этой технологии дренирование соединительного паропровода осуществляется перед задвижками, отключающими его от магистрального, при открытых перед началом растопки главных паровых задвижках котла. Такая схема прогрева соединительных паропроводов котлов высокого давления позволяет получить к моменту окончания растопки температуру пара и металла на конечном участке паропроводов, близкую к температуре перегретого пара за котлом.
Включение котла в общий паропровод с давлением в барабане котла, отличающимся от давления в общем, паропроводе, может привести к резкому изменению режима работы как включаемого, так и работающего оборудования. Если давление в барабане котла значительно выше, чем в магистрали, то паросъем с подключаемого котла резко увеличивается и возможен заброс воды в пароперегреватель за счет набухания уровня в барабане. Это может привести к быстрому понижению температуры пара перед ближайшими к подключаемому котлу работающими турбинами. Если же давление пара в барабане котла меньше, чем в магистрали, то за счет поступления перегретого пара из магистрали возможны существенное уменьшение расхода пара через перегреватель и резкое ухудшение его охлаждения, а также тепловой удар в стенке барабана.