4.4.11. Испытания системы регулирования турбины мгновенным сбросом нагрузки
соответствующей максимальному расходу пара, должны выполняться:
при приемке турбин в эксплуатацию после монтажа;
после реконструкции, изменяющей динамическую характеристику турбоагрегата или статическую и динамическую характеристики системы регулирования.
Испытания системы регулирования серийных турбин, оснащенных электрогидравлическими преобразователями (ЭГП), могут быть произведены путем парового сброса нагрузки (мгновенным закрытием только регулирующих клапанов) без отключения генератора от сети.
На головных образцах турбин и на первых образцах турбин, подвергшихся реконструкции (с изменением динамической характеристики агрегата или характеристик регулирования), и на всех турбинах, не оснащенных ЭГП, испытания должны проводиться со сбросом электрической нагрузки путем отключения генератора от сети.
При мгновенном сбросе электрической нагрузки с отключением генератора от сети система регулирования должна удержать турбоагрегат на холостом ходу, не допустить повышения частоты вращения ротора сверх уставки срабатывания противоразгонной защиты. В практике эксплуатации часто встречаются случаи, когда со стороны энергосистемы поступают различные возмущения вызывающие полный сброс нагрузки. Это могут быть режимы с перегрузкой линий электропередачи, короткое замыкание на линии, повреждение обмоток генератора или повышающего трансформатора. Поэтому требование удержания системой регулирования частоты вращения ротора на холостом ходу при сбросе нагрузки является очень важным. Срабатывание автомата безопасности при этом считается аварийным режимом.
Испытания со сбросом нагрузки после монтажа турбо-установки являются важнейшей проверкой качества изготовления и монтажа турбины и ее системы регулирования.
Реконструкция проточной части турбины (перевод на противодавление, удаление отдельных ступеней проточной части, удаление ротора низкого давления с заменой его фальш-валом, организация дополнительных отборов из некоторых отсеков проточной части) приводит к изменению динамических характеристик турбоагрегата. Поэтому после реконструкции такого типа необходимо выполнить весь объем работ по проверке характеристик системы регулирования, в том числе и испытания мгновенным сбросом нагрузки. Очевидно, такие же проверки следует выполнять и после реконструкции, изменяющей характеристики самой системы регулирования.
Испытание системы регулирования турбины мгновенным сбросом электрической нагрузки проводится путем отключения генератора от сети. Данные испытания являются сложной и ответственной операцией, выполняются по специальной программе, утверждаемой техническим руководителем электростанции. При подготовке к испытаниям проводится большое число предварительных проверок:
— плотности закрытия стопорных и регулирующих клапанов;
— работы автомата безопасности при повышении частоты вращения ротора;
— посадки обратных клапанов регенеративных отборов пара;
— плотности закрытия обратных клапанов регулируемых отборов;
— статической характеристики системы регулирования;
— работы предохранительных клапанов;
— работы АВР резервных и аварийных масляных насосов.
В случае неудовлетворительного результата любой из предварительных проверок испытания откладываются до устранения выявленного недостатка с последующим повторением проверки.
При испытаниях мгновенным сбросом паровой нагрузки турбины генератор остается включенным в сеть. Целью этого испытания является проверка эксплуатационной надежности всего комплекса защит турбины от разгона — канала регулирования частоты вращения ротора (за исключением регулятора скорости), канала противоразгонной защиты (за исключением бойков и золотников автомата безопасности), стопорных и регулирующих клапанов, обратных клапанов отборов и др. Опыт проводится мгновенным закрытием регулирующих клапанов турбины с помощью электрической части системы регулирования.
При обработке результатов испытания сбросом паровой нагрузки определяется энергия, выработанная турбиной до момента снижения нагрузки до нуля. Затем по специальным методикам определяется энергия, соответствующая условиям мгновенного сброса номинальной электрической нагрузки. По значению этой энергии можно определить значение вероятного максимального повышения частоты вращения ротора при мгновенном сбросе электрической нагрузки.