4.4.24. Пуск турбины не допускается в случаях:

отклонения показателей теплового и механическо­го состояний турбины от допустимых значений, регла­ментированных заводом – изготовителем турбины;

неисправности хотя бы одной из зашит, действую­щих на останов турбины;

наличия дефектов системы регулирования и паро­распределения, которые могут привести к разгону тур­бины;

неисправности одного из масляных насосов смаз­ки, регулирования, уплотнений генератора или уст­ройств их автоматического включения (АВР);

отклонения качества масла от норм на эксплуатаци­онные масла или понижения температуры масла ниже установленного заводом-изготовителем предела;

отклонения качества свежего пара по химическо­му составу от норм.

В число критериев (показателей), определяющих на­дежную работу турбины, входят: относительные расширения ротора и цилиндра, осевое положение ротора, ис­кривление вала, абсолютное расширение цилиндров, раз­ности температур в различных точках корпуса турбины (по толщине стенки, ширине фланцев, между верхом и низом цилиндров) и т.д. Все эти показатели контролиру­ются специальными приборами, предельные отклонения части из них действуют на сигнал, а недопустимое осевое смещение ротора вызывает срабатывание автоматической защиты, останавливающей турбину.

Названные показатели характеризуют взаимное поло­жение деталей ротора и статора, температурные напря­жения в элементах турбины. Отклонение значений этих показателей от нормы приводит к опасному уменьшению осевых и радиальных зазоров в проточной части турбины, возникновению теплового изгиба ротора, опасным темпе­ратурным напряжениям, нарушению центровки валопровода и перекосам подшипников из-за несимметричного теплового расширения цилиндров,

К числу защит, действующих на останов турбины, отно­сятся защиты по осевому сдвигу ротора, падению давления масла на смазку подшипников, падению вакуума в конден­саторе и некоторые другие в зависимости от типа турбины. Отклонение параметров, контролируемых этими защита­ми, от нормы может привести к тяжелым последствиям — серьезным повреждениям турбоагрегата. Защиты действу­ют на останов турбины посредством электромагнитного вык­лючателя, который, воздействуя на золотник автомата бе­зопасности, закрывает доступ пара в турбину. Поэтому при неисправности любой из защит, действующих на останов турбины, либо при дефектах в электромагнитном вы­ключателе пуск турбины не допускается.

При повышении частоты вращения роторов турбоаг­регата сверх номинальной, например, при сбросе нагруз­ки, детали ротора, в особенности диски и рабочие лопат­ки последних ступеней турбин большой мощности, подвергаются значительным механическим напряжениям под влиянием центробежных сил, увеличивающихся пропор­ционально квадрату частоты вращения. Исчерпание запа­са прочности может привести к разрушениям дисков, ро­торов, подшипников и всего турбоагрегата. Подобные ава­рии считаются одними из наиболее тяжелых на ТЭС, так как сопровождаются возгоранием масла, водорода, обру­шением кровли главного здания электростанции. Поэто­му каждая турбина имеет защиту от недопустимого повы­шения частоты вращения. Защита состоит из автомата безопасности, исполнительных органов (стопорных и ре­гулирующих клапанов, поворотных диафрагм, обратных клапанов отборов) и передаточного механизма. Необхо­димо, чтобы система регулирования и система защиты турбины были в исправном состоянии.

При эксплуатации турбины возможны случаи появле­ния дефектов в системе регулирования, например:

—заедание регулирующих клапанов в открытом поло­жении из-за отложения солей в зазоре между штоком и втулкой или других причин;

—заедание золотников или поршней сервомоторов из-за перекосов, попадания шлама или механических твер­дых частиц.

При наличии таких дефектов частота вращения ротора при сбросе нагрузки может подняться до уровня настрой­ки автомата безопасности. Если турбина пущена в работу с неисправным автоматом безопасности или неустраненными дефектами органов парораспределения (например, неплотным закрытием стопорного клапана или заеданием обратного клапана отбора), то заброс оборотов может быть чрезмерным и привести к разгону турбины. Во избежа­ние крупной аварии пуск турбины при наличии указан­ных дефектов не допускается.

Неполадки в системе (системах) маслоснабжения тур­бины могут привести к мгновенному прекращению поступления масла на смазку, уплотнения вала генератора, регулирование. Подобные отказы создают опасную ситуа­цию на турбоагрегате, грозящую тяжелой аварией с вып­лавлением подшипников, утечкой и возгоранием водорода, повреждением проточной части. Поэтому насосы маслоснабжения имеют резервные агрегаты и устройства их ава­рийного включения в случае отказа работающих насосов или недопустимого падения давления в маслосистемах.

Учитывая важность безотказной работы масляных на­сосов смазки, регулирования и уплотнений вала генерато­ра и устройств АВР, пуск турбины разрешается только при полной готовности перечисленных механизмов и АВР к работе.

Турбинное масло (в системах смазки, уплотнений и регулирования) должно быть прозрачным; наличие влаги и механических примесей в нем недопустимо. Рост кис­лотного числа, свидетельствующий о старении масла, свы­ше 0,3 мг КОН на 1 г масла также недопустим. Снижение качества масла в маслосистемах может привести к корро­зии элементов систем, отложениям шлама, появлению заеданий, повреждению трущихся поверхностей, изменению характеристик системы регулирования, ухудшению усло­вий смазки и охлаждения подшипников турбоагрегата. Пуск турбины при качестве масла, не удовлетворяющем нормам, недопустим. Персонал обязан привести в норму качество масла до пуска турбины, используя средства его очистки и регенерации.

Масло на входе в подшипники должно иметь темпера­туру 40-45°С. При более низкой температуре повышается вязкость масла, что в случае пуска турбины может приве­сти к созданию неустойчивой масляной пленки в подшипниках и вибрации вала. Обычно перед пуском тур­бины масло в масляном баке имеет пониженную темпера­туру и для подогрева его нужно некоторое время прока­чивать масляным насосом через систему смазки.

Отклонение качества свежего пара по химическому составу от нормы опасно для турбины из-за возможности ее заноса солями. Образование отложений в проточной части турбины (на соплах, лопатках) приводит к уменьше­нию максимального расхода пара, перегрузке упорного подшипника из-за увеличения степени реакции ступеней, деформации диафрагм из-за увеличения перепада давле­ний на них и понижению внутреннего относительного КПД турбины. Чтобы предотвратить образование отложений в турбине, ее пуск при отклонении качества свежего пара от нормы не допускается. Контроль заноса проточной ча­сти турбин изложен в пункте 4.4.27.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....