4.4.25. Без включения валоповоротного устройства подача пара на уплотнения турбины не допускается
сброс горячей волы и пара в конденсатор, подача пара для прогрева турбины не допускаются. Условия подачи пара в турбину, не имеющую валоповоротного устройства, определяются местной инструкцией.
Сброс в конденсатор рабочей среды из котла или паропроводов и подача пара в турбину для ее пуска должны осуществляться при давлениях пара в конденсаторе, указанных в инструкциях или других документах заводов – изготовителей турбин, но не выше 0,6 кгс/см2 (60 кПа).
Подача пара на уплотнения турбины, сброс пара и горячей воды в конденсатор и прогрев турбины при неподвижном роторе представляют серьезную опасность из-за несимметричного прогрева отдельных деталей ротора и корпуса. Пар, попадая в корпус турбины, поднимается вверх, в результате чего верхние части ротора и цилиндров нагреваются быстрее нижних. В то же время пар, соприкасаясь с холодными стенками цилиндра, конденсируется, а конденсат, стекающий по внутренней стенке в нижнюю часть корпуса, препятствует его прогреву. Вследствие неравномерного прогрева турбины при неподвижном роторе могут происходить коробление цилиндра и тепловой прогиб ротора. Вращение искривленного ротора в период пуска турбины вызывает появление повышенной вибрации и задевания в уплотнениях, которые за счет местного дополнительного нагрева могут привести к остаточному прогибу ротора.
После останова турбины в течение длительного времени происходит ее постепенное остывание, однако охлаждение ее корпуса и ротора протекает неравномерно. Как правило, нижняя часть цилиндров остывает быстрее верхней. Тепловой прогиб неподвижного ротора зависит от его длины и диаметра, а также от разности температур в верхней и нижней частях ротора при остывании. Тепловой прогиб коротких роторов у турбин малой мощности практически не достигает опасных для последующего пуска пределов, поэтому некоторые типы турбин, как правило, малой мощности, не снабжены валоповоротным устройством. В эксплуатационных инструкциях заводов-изготовителей режимы пуска таких турбин должны быть специально оговорены с учетом этого обстоятельства. Так, например, может быть установлен отрезок времени после останова, в течение которого пуск турбины недопустим, или предусмотрено длительное вращение ротора при малой скорости при пуске турбины из неостывшего состояния.
В целях уменьшения пусковых потерь воды и создания оптимальных условий прогрева паропроводов потоки рабочей среды из пускосбросных устройств, дренажных устройств паропроводов, растопочных расширителей направляются в конденсатор турбины. Так выполняются пусковые схемы блочных установок всех мощностей. Сброс горячих потоков воды и пара в конденсатор недопустим при отсутствии в нем вакуума (или при низком вакууме) по условиям работы конденсатора турбины, БОУ, конденсатных насосов и цилиндра низкого давления. Применяемые в фильтрах БОУ ионообменные смолы по своей термостойкости не допускают длительного повышения температуры воды более 40 — 50°С. Высокое давление в конденсаторе (низкий вакуум) может вызвать неустойчивую работу конденсатных насосов (явление кавитации) из-за высокой температуры перекачиваемого конденсата. Кроме того, может возникнуть опасность нарушения плотности вальцовочных соединений трубок в трубных досках. При повышении частоты вращения ротора во время пуска турбины давление в конденсаторе (вакуум) в значительной мере определяет температурное состояние деталей части низкого давления: диафрагм (сопловых лопаток), выхлопного патрубка и рабочих лопаток последних ступеней. При относительно малых расходах пара через проточную часть тепло, получаемое в результате потерь на трение и вентиляцию, приводит к нагреву элементов проточной части — сопловых и рабочих лопаток и цилиндра. Чем выше давление в конденсаторе (ниже вакуум) на этом режиме, тем потери выше и, следовательно, выше температура деталей части низкого давления. Чрезмерный нагрев выхлопной части турбины может привести к недопустимому изменению относительного положения ротора низкого давления, нарушению центровки валопровода и, соответственно, задеваниям в проточной части цилиндра низкого давления и вибрации.