4.5.16. Пуском и остановом энергоблока должен руководить старший машинист энергоблока или начальник смены
котлотурбинного цеха, а после капитального и среднего ремонта – начальник котлотурбинного цеха ИЛИ его заместитель.
Пуск и останов энергоблока — наиболее сложные режимы его работы, при которых должно производиться большое число дискретных операций (включение — отключение вспомогательных механизмов, арматуры, горелок котла и т.п.) и операций по управлению технологическим процессом. Часть операций должна производиться параллельно и за минимальное время. В этих условиях требуется четкое распределение обязанностей между персоналом оперативной вахты, координация ее действий, высокая оперативная и технологическая дисциплина [33].
Старший машинист энергоблока (или начальник смены котлотурбинного цеха) в процессе пуска и останова координирует работу персонала, обеспечивает соблюдение критериев надежности работы оборудования и нормируемого инструкциями времени отдельных операций, принимает решения, обеспечивающие безопасную работу оборудования и персонала при возникновении непредвиденных в инструкции ситуаций. Старший машинист энергоблока (или начальник смены котлотурбинного цеха) наиболее подготовлен к оперативной работе на обслуживаемом оборудовании, имеет сложившиеся связи с подчиненным ему персоналом и может наиболее успешно обеспечить оперативно-техническое руководство повторяющимися типами остановов и пусков после простоя энергоблока в резерве или после проведения мелких ремонтных работ.
Пуск энергоблока после капитального, среднего и текущего ремонта осуществляется под руководством начальника котлотурбинного цеха или его заместителя, так как он существенно отличается от обычного. В процессе такого пуска должны быть выполнены необходимые проверки и испытания оборудования в целом и отдельных его узлов, которые при обычном пуске не проводятся и ответственность за которые возложена на руководство котлотурбинного цеха. Так, например, при пуске после капитального и среднего (иногда и текущего) ремонта проводятся испытания автомата безопасности турбины, определение тепловых перемещений элементов котла и паропроводов, электрические испытания генератора и т.п. Кроме того, в период ремонта могут быть внесены изменения в конструкцию отдельных узлов оборудования, систему КИП, дистанционного и автоматического управления и т.п. При пуске после ремонта возрастает также вероятность отказа тех или иных элементов энергоблока, в этом случае для принятия правильного решения следует использовать опыт и знания руководителей котлотурбинного цеха.