4.5.2. Для покрытия диспетчерского графика нагрузки
должны быть обеспечены изменения нагрузки энергоблока в регулировочном диапазоне и при необходимости до технического минимума, остановы в резерв и режимы пуска энергоблока из различных тепловых состояний.
Определения регулировочного диапазона и технического минимума нагрузок энергоблока приведены в пункте 4.5.4. Выбор способа покрытия переменной части графика нагрузки определяется совокупностью факторов экономичности и надежности работы оборудования с учетом конкретных условий работы электростанции в целом. Наиболее простым из рассматриваемых способов является изменение нагрузки энергоблока. Останов энергоблока в резерв и последующий его пуск связаны с проведением значительно большего объема технологических операций.
Разгрузка энергоблока связана со снижением его экономичности, зависящим от нижнего предела нагрузки. Так, если при разгрузке энергоблока 300 МВт до нагрузки 70% номинальной его экономичность снижается всего на 2,2%, то при разгрузке до 50% снижение экономичности составляет уже 7,5%, а до 100 МВт – 15%. Несколько меньше (на 2-3%) снижение экономичности при эксплуатации энергоблока в режиме скользящего давления. Останов энергоблока в резерв и последующий его пуск сопровождаются потерями топлива, связанными с непроизводительным его расходованием в период до включения турбогенератора в сеть и с ухудшением экономичности на низких нагрузках. Так, при пуске газомазутного моноблока 300 МВт после останова на ночное время и нерабочие дни потери условного топлива при соблюдении графика-задания составляют соответственно 88 и 148 т [27]. По условиям экономичности прохождения ночных провалов нагрузки за счет останова и глубокой разгрузки энергоблоков примерно равнозначны, а в нерабочие дни останов энергоблоков существенно выгоднее. Однако необходимо учитывать показатели надежности оборудования и обеспеченность прохождения диспетчерского графика в период максимума нагрузки. Изменение нагрузки энергоблока сравнительно с его остановом и последующим пуском обусловливает меньшее изменение теплового состояния оборудования. В частности, в пределах разрешенного диапазона нагрузок изменения температур среды и металла по тракту котла относительно невелики и практически не сказываются на показателях его надежности. Изменение теплового состояния элементов турбины, особенно СКД, больше, чем котла, что связано с переменным дросселированием пара в регулирующих клапанах части высокого давления и изменением температуры пара промперегрева. Однако при соблюдении рекомендованного темпа изменения нагрузки энергоблока обеспечивается требуемая надежность элементов турбины. В этом плане благоприятно сказывается эксплуатация энергоблока в режиме скользящего давления, при котором изменение теплового состояния элементов турбины, связанное с переменной нагрузкой, существенно уменьшается.
При останове энергоблока тепловое состояние оборудования, как отмечалось, изменяется существенно больше и, что особенно важно, его элементы и узлы остывают с разной скоростью. В связи с этим при пуске энергоблока проведение технологических операций должно быть связано с контролем параметров в лимитирующих элементах, что требует повышенного внимания эксплуатационного персонала. Кроме того, ряд технологических операций сам по себе является источником изменения теплового состояния оборудования, например установление расхода питательной воды на котел при пуске из горячего и неостывшего состояний. Следует также учитывать, что при большом объеме технологических операций увеличивается вероятность ошибок в действиях эксплуатационного персонала. При эксплуатации оборудования в условиях частых остановов и пусков достаточная его надежность может быть обеспечена лишь при полной автоматизации технологических операций.
С учетом изложенного прохождение ночного провала нагрузки, как правило, должно обеспечиваться разгрузкой энергоблоков. В случаях, когда из условий технического минимума нагрузки это невозможно, следует останавливать в резерв в первую очередь наименее экономичное оборудование, в том числе энергоблоки докритического давления, и в последнюю очередь — энергоблоки СКД. Выбор способа покрытия диспетчерского графика нагрузки в нерабочие дни зависит от требуемого уровня минимальной нагрузки электростанции, Если для этой цели достаточно разгрузить действующие энергоблоки до технического минимума, останов энергоблоков производить не следует, в противном случае следует останавливать энергоблоки в резерв, в том числе и энергоблоки СКД, исходя из допустимого количества циклов “останов — пуск” для данного оборудования. При этом количество остающихся в работе энергоблоков на электростанции (для исключения ее посадки на нуль) должно быть не менее двух. Для уменьшения суммарного количества циклов “останов-пуск” следует чередовать останавливаемые энергоблоки. При прочих равных условиях в первую очередь следует останавливать энергоблоки либо с более высоким уровнем системы автоматизации, либо нуждающиеся в проведении мелких ремонтных работ.