4.5.9. Остановы энергоблоков в резерв на ночное время должны производиться без расхолаживания оборудования.

На всех энергоблоках подлежит обеспариванию система промежуточного перегрева пара, а на энергоблоках с прямоточными котлами, оснащенными встроенной задвижкой (ВЗ) и встроенным сепаратором, также и пароперегревательный тракт за ВЗ. На барабанных котлах, а также на прямоточных котлах с полнопроходным сепаратором (ППС) должны быть реализованы технологические приемы, исключающие выброс конденсата из пароперегревательных поверхностей нагрева в горячие паросборные коллекторы.
При останове энергоблоков в резерв целесообразно в наибольшей степени сохранить тепловое состояние оборудования, что обусловливает при последующем пуске уменьшение диапазона изменения температур элементов оборудования и, соответственно, уменьшает исчерпание их ресурса. Уменьшаются также и пусковые потери топлива. Поэтому ПТЭ предусматривается останов энергоблока в резерв без принудительного расхолаживания оборудования. Вместе с тем при простое энергоблока расхолаживание оборудования обязательно происходит, а его глубина зависит от ряда факторов, в первую очередь от длительности простоя энергоблока. Основными факторами, определяющими расхолаживание оборудования, являются отвод тепла в окружающую среду через тепловую изоляцию, отвод тепла с воздухом, просасываемым через топку и газоходы в дымовую трубу через неплотности направляющих аппаратов дымососов, и отвод тепла со средой через неплотности арматуры. Что касается котла и паропроводов, то в наибольшей мере сохранение теплового состояния имеет значение при останове в резерв на ночное время, так как при останове на нерабочие дни даже на лучших объектах происходит их практически полное охлаждение [29] —[31]. Это накладывает отпечаток и на рекомендуемую технологию останова энергоблока. Так, в частности, при останове на нерабочие дни предусматривается разгрузка энергоблока на скользящем давлении, а отключение турбогенератора — несколько позже гашения топки котла, что позволяет выработать некоторое количество электроэнергии на аккумулированном в котле паре. При останове же на ночное время разгрузка и отключение энергоблока целесообразны при номинальном давлении в котле. На энергоблоках, часто останавливаемых на ночное время, наиболее важно поддерживать в удовлетворительном состоянии тепловую изоляцию, следить за плотностью направляющих аппаратов дымососов (иногда даже устанавливать дополнительные отключающие шиберы) и арматуры. Кроме того, при таких остановах и перед последующими пусками вентиляцию газовоздушного тракта следует производить с минимальной длительностью, допускаемой правилами взрывобезопасности (см. пункт 4.3.10).
Аналогичный останов следует производить в аварийных случаях, при которых можно предполагать, что после короткого простоя причина аварии будет устранена и можно будет произвести пуск энергоблока из горячего состояния. С учетом изложенного при аварийном останове энергоблока применяется “консервация” давления во всем тракте котла. Такой же режим применяется при останове энергоблока с барабанным котлом в резерв на ночное время. При аналогичном останове энергоблока с прямоточным котлом применяется “консервация” давления в тракте до ВЗ.
Правилами предусмотрено применение мер, исключающих скопление конденсата при простое в промежуточных пароперегревателях и перегревателях свежего пара. Определяется это тем, что при конденсации пара в поверхностях нагрева конденсат, стекающий на “горячие” элементы, резко охлаждает их, что может привести к образованию многочисленных трещин в металле. Кроме того, при последующем пуске энергоблока возможно вытеснение водяных “пробок” из перегревателя в неостывшие коллекторы и паропроводы, что может привести к таким же последствиям. Для предотвращении конденсации пара при простое промежуточный пароперегреватель обеспаривается на энергоблоках всех типов (со сбросом пара в конденсатор). Кроме того, на прямоточном котле закрываются ВЗ и обеспаривается перегреватель свежего пара, а на барабанном котле (равно как и на прямоточном при его аварийном останове) постепенно понижается давление свежего пара по мере понижения температуры дымовых газов в поворотной камере исходя из превышения этой температуры над температурой насыщения среды, за счет которого устанавливается тепловой поток, препятствующий конденсации пара в перегревателе. Тем не менее в ряде случаев в перегревателе свежего пара накапливается определенное количество конденсата (например, вследствие неплотности арматуры на линиях впрысков и т.п.). По этой причине при последующих растопках котлов создаются режимы “выпаривания” влаги из перегревателя путем ограничения стартовой форсировки по топливу. Технология этих режимов изложена в [1] —[13].

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....