4.6.22. Пуск должен быть немедленно прекращен действием защит или персоналом в случаях:
а) нарушения установленной последовательности пусковых операций;
б) повышения температуры газов выше допустимой по графику пуска;
в) повышения нагрузки пускового устройства выше допустимой;
г) не предусмотренного инструкцией снижения частоты вращения разворачиваемого вала после отключения пускового устройства;
д) помпажных явлений в компрессорах ГТУ.
Прекращение пуска и останов агрегата требуются в тех случаях, когда создается угроза повреждения оборудования, а мероприятия, предотвращающие эту угрозу, трудно быстро оценить или осуществить.
Нормальная последовательность пусковых операций программируется в системе автоматического пуска таким образом, чтобы обеспечить надежную и эффективную работу оборудования на пусковых режимах.
Дозирование топлива, мощность пускового устройства и сбросы воздуха через антипомпажные клапаны устанавливаются при этом в соответствии с частотой вращения вала ГТУ, расходом и давлением воздуха, а взаимосвязанные операции согласуются по времени. При нарушениях нормальной последовательности пусковых операций создаются аварийные ситуации. Включение пускового устройства до завершения контроля пусковой готовности может привести к повреждению подшипников; открытие регулирующего клапана и увеличение расхода топлива до завершения процесса зажигания к взрыву в тракте ГТУ или недопустимому повышению температуры газов; увеличение расхода топлива на этапе выхода на холостой ход до отключения пускового двигателя — к повреждению пускового двигателя при разгоне или срабатыванию защиты от недопустимого повышения частоты его вращения; преждевременное или позднее закрытие антипомпажных клапанов — к помпажу компрессора или повышению температуры газов изза чрезмерно больших сбросов воздуха.
Если в процессе автоматического пуска персонал обнаруживает нарушение правильной последовательности пусковых операций, нельзя переводить ГТУ на ручное управление и продолжать пуск. В этом случае, особенно если решение принимается в спешке, нарушения нормальной работы могут быть усугублены.
Повышение температуры газа свыше допустимой по графику пуска свидетельствует о нарушении работы систем регулирования или автоматического пуска, а также о возможных повреждениях турбомашин или теплообменных аппаратов.
Металлические звуки, скрежет, стуки в проточной части турбомашин и уплотнениях являются признаками задеваний, которые могут быть следствиями коробления статорных деталей или нарушения центровки, повреждения деталей или попадания в зазор между неподвижными и вращающимися элементами посторонних предметов. Тщательно прослушивать турбомашины с помощью металлической слуховой трубки или специальных слуховых аппаратов нужно при работе на валоповоротном устройстве, трогании роторов, а также на тех частотах вращения, на которых производится зажигание топлива. Кроме турбомашин следует также прослушивать зубчатые передачи, механические регуляторы скорости, насосы, находящиеся на валу ГТУ, подшипники, соединительные муфты, электрический генератор и возбудитель. Опытный и квалифицированный персонал способен распознавать неисправности по результатам прослушивания и на этой основе принимать меры, предотвращающие развитие повреждений.
Повышенная вибрация при пуске свидетельствует о повреждении проточной части или подшипников турбомашины, наличии задеваний, неудовлетворительном качестве, расходе или температуре смазывающего масла, а также о возможном тепловом прогибе ротора или изменении взаимного положения опор, например вследствие неравномерного нагрева или остывания фундаментных колонн.
Причинами повышения нагрузки пускового устройства могут быть те же повреждения оборудования, которые приводят к росту температуры газов (см. выше).
После отключения пускового двигателя обычно наблюдаются небольшое понижение частоты вращения вала ГТУ и повышение температуры газов перед турбиной. Если пусковой двигатель отключен преждевременно или состояние оборудования изменилось таким образом, что мощность турбины оказалась после нормального отключения существенно меньше, чем необходимо для привода компрессора (см. пояснения к пункту 4.6.13 ПТЭ), понижение частоты вращения вала ГТУ может выйти за допустимые пределы. Попытки удержать агрегат на режиме путем увеличения расхода топлива в этом случае только усугубляют аварийную ситуацию. Они могут привести к недопустимому забросу температуры газов и повреждению ГТУ.
Признаками помпажа (см. пояснения к пункту 4.6.2 ПТЭ) являются, в частности, падение давления воздуха за компрессорами или колебания этого давления, характерный шум, быстрый рост температуры газов. На начальных этапах пуска, когда давление в цикле еще невысоко, иногда наблюдается “тихий” помпаж. Существо этого явления заключается в том, что компрессор работает со срывами в проточной части, существенно меньшим расходом воздуха,
чем нормальный при данной частоте вращения, и низким КПД на срывной ветви характеристики. Увеличение расхода топлива не приводит на режимах с “тихим” помпажем к повышению частоты вращения, несмотря на существенный рост температуры газов. В тех случаях, когда пусковое устройство имеет большой запас мощности и разворот вала можно продолжать с его помощью, после некоторого повышения давления воздуха происходит полный срыв потока и начинаются колебания, характерные для “нормального” помпажа.
Причиной перехода рабочих точек компрессора в срывную зону характеристики и возникновения “тихого” помпажа может быть недостаточное открытие антипомпажных клапанов или чрезмерное повышение температуры газов при зажигании топлива. Заброс температуры может быть при этом кратковременным и не опасным по абсолютному значению, например до 500 — 600°С. Последующее понижение температуры может и не устранить возникшего “тихого” помпажа изза характерной для помпажных явлений необратимости (гистерезиса).