Надзор за состоянием гидротехнических сооружений

3.1.25. Надзор за безопасностью гидротехнических сооруже­ний должен осуществляться в соответствии с действую­щим законодательством и нормативной документацией.

Порядок организации и осуществления государствен­ного надзора за безопасностью гидротехнических соору­жений установлен Федеральным законом [1].

В соответствии с этим законом (статья 4) организация государственного надзора является функцией Правитель­ства Российской Федерации. Оно определило федераль­ные органы исполнительной власти, осуществляющие го­сударственный надзор за безопасностью гидротехничес­ких сооружений и установило дополнительные полномо­чия этих органов по выполнению тех требований Феде­рального закона, реализация которых возложена Федераль­ным законом на Правительство. Основные полномочия органов государственного надзора установлены статьями 13 и 14 федерального закона, а обязанности собственни­ков гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций при проектировании, строительстве и эксп­луатации гидротехнических сооружений — статьей 9. В настоящее время функции органов надзора возложены Правительством Российской Федерации на следующие федеральные органы государственной власти:

—Министерство энергетики Российской Федерации (по гидротехническим сооружениям, находящимся в веде­нии, собственности или эксплуатации организаций ТЭК);

—Министерство транспорта Российской Федерации (по судоходным гидротехническим сооружениям);

—Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сийской Федерации (по гидротехническим сооружениям хранилищ жидких токсичных отходов и других поднад­зорных ему объектов);

—    Министерство природных ресурсов Российской Федерации (по всем остальным гидротехническим соору­жениям) .

В соответствии с [74] осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений возложено на Департамент государственного энергетичес­кого надзора (Госэнергонадзор), его управления в субъек­тах Российской Федерации. Научно-техническое и норма­тивно-методическое обеспечение государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуще­ствляет учрежденное для этих целей Минэнерго России государственное учреждение «Научно-технический центр надзора за плотинами и энергосооружениями» (НТЦ энер­гонадзора).

Государственный надзор за безопасностью конкретно­го гидротехнического сооружения или комплекса гидро­технических сооружений осуществляется на основании декларации безопасности этого гидротехнического соору­жения или комплекса. Федеральный закон (статьи 3 и 10) определил декларацию безопасности как основной доку­мент, в котором обосновывается безопасность гидротех­нического сооружения, содержатся сведения о соответ­ствии этого сооружения утвержденным органом государ­ственного надзора критериям безопасности и определя­ются меры по предупреждению аварий гидротехническо­го сооружения.

Осуществление государственного надзора за безопас­ностью гидротехнического сооружения (комплекса соору­жений) начинается с разработки собственником этого со­оружения или эксплуатирующей организацией деклара­ции безопасности. Декларация представляется указанны­ми организациями в органы государственного надзора, который организует государственную экспертизу декла­рации и утверждает ее на основании заключения государ­ственной экспертизы. Порядок организации разработки деклараций и проведения их государственной экспертизы устанавливает орган государственного надзора.

Декларирование безопасности гидротехнических соору­жений, владельцами которых являются организации ТЭК России, осуществляется на основе отраслевых правил, раз­работанных в соответствии с [1] и [5].

Составление декларации безопасности гидротехничес­кого сооружения является обязательным для всех органи­заций ТЭК, в ведении, собственности или эксплуатации которых находятся гидротехнические сооружения, если аварии этих сооружений в современных условиях их экс­плуатации могут привести к возникновению чрезвычай­ной ситуации. Безопасность комплекса гидротехнических сооружений декларируется в одной декларации, если все декларируемые сооружения входят в состав этого водохо­зяйственного объекта и находятся в ведении, собственно­сти или эксплуатации одного юридического лица.

График представления деклараций безопасности на каждый календарный год разрабатывается Госзнергонадзором во взаимодействии с МЧС России и утверждается Минэнерго России. Периодичность представления декла­рации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, условия внеочередного представления дек­ларации, а также сроки представления деклараций безо­пасности проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений должны соответствовать требованиям пунк­тов 9, 10 и 11 [5].

Декларант вправе по своей инициативе разработать и представить декларацию безопасности в Госэнергонадзор до срока, установленного приказом Минэнерго России.

Предусмотренное пунктом 7 [5] обследование гидро­технических сооружений, организуемое и финансируемое собственником или эксплуатирующей организацией, дол­жно быть проведено не более чем за 24 мес до представле­ния декларации безопасности. Участие в обследовании гид­ротехнических сооружений управлений государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федера­ции является обязательным и обеспечивается декларан­том в соответствии с [5].

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....