Надзор за состоянием гидротехнических сооружений
3.1.25. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством и нормативной документацией.
Порядок организации и осуществления государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений установлен Федеральным законом [1].
В соответствии с этим законом (статья 4) организация государственного надзора является функцией Правительства Российской Федерации. Оно определило федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений и установило дополнительные полномочия этих органов по выполнению тех требований Федерального закона, реализация которых возложена Федеральным законом на Правительство. Основные полномочия органов государственного надзора установлены статьями 13 и 14 федерального закона, а обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений — статьей 9. В настоящее время функции органов надзора возложены Правительством Российской Федерации на следующие федеральные органы государственной власти:
—Министерство энергетики Российской Федерации (по гидротехническим сооружениям, находящимся в ведении, собственности или эксплуатации организаций ТЭК);
—Министерство транспорта Российской Федерации (по судоходным гидротехническим сооружениям);
—Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации (по гидротехническим сооружениям хранилищ жидких токсичных отходов и других поднадзорных ему объектов);
— Министерство природных ресурсов Российской Федерации (по всем остальным гидротехническим сооружениям) .
В соответствии с [74] осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений возложено на Департамент государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор), его управления в субъектах Российской Федерации. Научно-техническое и нормативно-методическое обеспечение государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляет учрежденное для этих целей Минэнерго России государственное учреждение «Научно-технический центр надзора за плотинами и энергосооружениями» (НТЦ энергонадзора).
Государственный надзор за безопасностью конкретного гидротехнического сооружения или комплекса гидротехнических сооружений осуществляется на основании декларации безопасности этого гидротехнического сооружения или комплекса. Федеральный закон (статьи 3 и 10) определил декларацию безопасности как основной документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, содержатся сведения о соответствии этого сооружения утвержденным органом государственного надзора критериям безопасности и определяются меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнического сооружения (комплекса сооружений) начинается с разработки собственником этого сооружения или эксплуатирующей организацией декларации безопасности. Декларация представляется указанными организациями в органы государственного надзора, который организует государственную экспертизу декларации и утверждает ее на основании заключения государственной экспертизы. Порядок организации разработки деклараций и проведения их государственной экспертизы устанавливает орган государственного надзора.
Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, владельцами которых являются организации ТЭК России, осуществляется на основе отраслевых правил, разработанных в соответствии с [1] и [5].
Составление декларации безопасности гидротехнического сооружения является обязательным для всех организаций ТЭК, в ведении, собственности или эксплуатации которых находятся гидротехнические сооружения, если аварии этих сооружений в современных условиях их эксплуатации могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Безопасность комплекса гидротехнических сооружений декларируется в одной декларации, если все декларируемые сооружения входят в состав этого водохозяйственного объекта и находятся в ведении, собственности или эксплуатации одного юридического лица.
График представления деклараций безопасности на каждый календарный год разрабатывается Госзнергонадзором во взаимодействии с МЧС России и утверждается Минэнерго России. Периодичность представления декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, условия внеочередного представления декларации, а также сроки представления деклараций безопасности проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений должны соответствовать требованиям пунктов 9, 10 и 11 [5].
Декларант вправе по своей инициативе разработать и представить декларацию безопасности в Госэнергонадзор до срока, установленного приказом Минэнерго России.
Предусмотренное пунктом 7 [5] обследование гидротехнических сооружений, организуемое и финансируемое собственником или эксплуатирующей организацией, должно быть проведено не более чем за 24 мес до представления декларации безопасности. Участие в обследовании гидротехнических сооружений управлений государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации является обязательным и обеспечивается декларантом в соответствии с [5].