Основные достоинства и недостатки газотурбинных установок
К достоинствам газотурбинных установок можно отнести:
1. Газотурбинная установка проще по устройству, чем паросиловая из-за отсутствия котельной установки, сложной системы паропроводов, конденсатора, а также большого числа вспомога-тельных механизмов, применяющихся в паровых установках.
Металлозатраты и вес газотурбинной установки на единицу мощности вследствие указанных причин будут значительно меньше, чем паротурбинной.
2. Установка требует минимального расхода воды – практически только на охлаждение масла, идущего к подшипникам.
З. Для газотурбинных установок характерен быстрый ввод турбоагрегата в работу. Пуск мощ-ных установок из холодного состояния до принятия нагрузки занимает порядка 15 – 18 минут, в то время как подготовка к пуску паросиловой установки занимает несколько часов, увеличива-ясь с повышением начальных параметров пара.
Недостатки газотурбинных установок:
1. Для того, чтобы установка давала полезную мощность, начальная температура газа перед турбиной должна быть больше 550 °С, т.е., весьма высокой. Это вызывает определенные труд-ности при практическом выполнении газовых турбин, требуя как специальных весьма жаро-стойких материалов, так и специальных систем охлаждения наиболее высокотемпературных частей.
2. На привод компрессора расходуется до 50 – 70 % мощности, развиваемой турбиной. Поэтому полезная мощность газотурбинной установки гораздо меньше фактической мощности газовой турбины.
3. В газотурбинных установках исключено применение твердого топлива по обычной схеме. Наилучшие виды топлива для ГТУ – природный газ и качественное жидкое (керосин). Мазут же требует специальной подготовки для удаления шлакообразующих примесей.
4. Единичная мощность газотурбинной установки ограничена. На конец XX века она составляет 120 – 150 МВт. Это обусловлено большими габаритными размерами установки из-за невысоко-го начального давления газа перед турбиной – до 25 кгс/см2 и его гораздо меньшей работоспо-собности по сравнению с водяным паром.
5. Очень большая шумность при работе, значительно превышающая ту, что имеет место при эксплуатации паротурбинных установок.