Топливно-транспортное хозяйство
При эксплуатации топливно-транспортного хозяйства должны быть обеспечены:
бесперебойная работа железнодорожного транспорта энергообъекта и механизированная разгрузка железнодорожных вагонов, цистерн, судов и других транспортных средств в установленные сроки;
приемка топлива от поставщиков и контроль его количества и качества;
механизированное складирование и хранение установленного запаса топлива при минимальных потерях;
своевременная и бесперебойная подготовка и подача топлива в котельную или центральное пылеприготовительное отделение;
предотвращение загрязнения окружающей территории пылью (угольной, сланцевой, торфяной) и брызгами нефтепродуктов.
Задачи эксплуатационного персонала топливно-транс-портных хозяйств значительны и ответственны в общей технологической цепи выработки электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями (ТЭС). При этом в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования требования к уровню эксплуатации топливно-транспортного хозяйства ТЭС существенно повышаются, так как его работа в значительной степени определяет величину прибыли энергопредприятия и существенно влияет на технико-экономические показатели, в первую очередь на удельный расход топлива. Это обусловлено следующими основными причинами:
— до 8 — 12% в себестоимости вырабатываемой энергии (электрической и тепловой) приходится на долю по-грузочно-разгрузочных работ, выполняемых при приемке топлива. Кроме этого, нарушение сроков выгрузки топлива из железнодорожных цистерн, вагонов, судов и других транспортных средств, а также плохая очистка этих средств после выгрузки или их повреждение ведут к необходимости уплаты больших штрафов. В связи с этим для ускорения процессов выгрузки необходимо обеспечить механизацию этих процессов, а оборудование и устройства должны работать с номинальной производительностью строго в соответствии с инструкциями по эксплуатации, чтобы исключить повреждение транспортных средств. Неравномерность прибытия топлива на электростанцию может вызвать значительные затруднения в работе разгрузочных устройств и топливоподающего тракта и ведет к увеличению эксплуатационных затрат топливно-транспортного цеха в связи с измененными объемами переработки топлива при его подаче на склад и в котельное отделение. В договоре на поставку топлива следует оговорить график отгрузки топлива с учетом мощности складов и хранилищ для жидкого топлива, ожидаемых графиков производства энергии, соответственно, потребления топлива (месячных, квартальных и др.);
— стоимость топлива, как правило, составляет 60-75% себестоимости вырабатываемой энергии, а потери топлива при его хранении на резервном складе и проведении погрузочно-разгрузочных работ могут достигать за год 6-10% массы топлива, проходящего через склад, вследствие его механического уноса и снижения качества при хранении. Поэтому необходимо вести строгий учет количества и качества топлива при его приемке в соответствии с [1], а также строго соблюдать требования [2]. Одним из основных моментов при учете топлива является своевременное оформление претензий к его поставщикам и перевозчикам при выявлении недостачи, пониженного качества топлива, засоренности топлива посторонними предметами, смерзшегося топлива, повреждения транспортных средств и т.д.;
— нарушение непрерывной и бесперебойной подачи топлива в котельную или центральное пылеприготовитель-ное отделение, а также его некачественная подготовка, т.е. плохая очистка от посторонних предметов (металла, древесины и т.д.), и подача в бункер сырого угля (БСУ) топлива несоответствующего фракционного состава приводят к выходу из строя и повреждению пылеприготови-тельных установок (питателей, мельниц), снижению нагрузки и даже остановке котлов, что ведет к увеличению ремонтных затрат и удельного расхода топлива. Для исключения аварийных ситуаций и обеспечения качественной подготовки топлива на тракте топливоподачи необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по эксплуатации и требованиями ПТЭ.
Выбросы от пыления при проведении погрузочно-раз-грузочных работ и хранении топлива на открытом резервном складе являются составной частью выбросов ТЭС в соответствии с [3]. Снижение этих выбросов может быть обеспечено при соблюдении требований [2], а это, соответственно, ведет к уменьшению платы за выбросы, т.е. к увеличению прибыли энергопредприятия.