1.4.8. Организации, эксплуатирующие электрические станции

1.4.8. Организации, эксплуатирующие электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети, должны подвергаться энергетическим обследованиям в соответ­ствии с действующим законодательством об энергосбе­режении. Энергетические обследования организаций, эксплуатирующих энергообъекты, осуществляющие про­изводство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, должны проводиться уполномоченными органами государственного контро­ля и надзора, а также организациями, аккредитованны­ми в установленном порядке.

Энергетические обследования (ЭО) организаций с го­довым потреблением энергоресурсов свыше 6-ти тысяч тонн условного топлива в год проводятся в соответствии с Законом Российской федерации № 28-ФЗ от 03.04.96 «Об энергосбережении», а также с другими законодательны­ми и нормативными актами, в том числе указами Прези­дента Российской Федерации, постановлениями Правитель­ства Российской Федерации, приказами Минэнерго РФ и другими документами.

Решение о проведении ЭО на предприятиях и в орга­низациях с меньшим потреблением энергоресурсов при­нимается органами власти соответствующего региона или органами местного самоуправления.

В выше указанных документах энергосбережение рас­сматривается в качестве основного пути снижения затрат на производство, транспорт и распределение электричес­кой и тепловой энергии, а ЭО предприятий — как стратегическая задача, связанная с повышением энергетической эффективности работы энергопредприятий за счет прове­дения экономически обоснованной энергосберегающей политики, заключающейся в использовании более эффек­тивного оборудования и технологий, устранении необос­нованных потерь и снижении затрат топливно-энергети­ческих ресурсов (ТЭР) на всех стадиях производства, транс­портирования и распределения электрической и тепловой энергии, внедрении организационно-правовых мероприя­тий, стимулирующих эффективное использование ТЭР.

Для практического осуществления поставленной зада­чи — реализации потенциала энергосбережения, в пер­вую очередь, необходимо на каждом энергопредприятии определить конкретные направления повышения энерге­тической эффективности, выявить причины неэффектив­ного или низкоэффективного использования ТЭР, устано­вить техническую возможность и экономическую целесо­образность применения энергосберегающих технологий. Таким образом, основными задачами первичного ЭО являются:

— определение нормативного и фактического количеств потребляемых ТЭР и выявление энергосберегающего по­тенциала в натуральном и денежном выражениях для обес­печения обоснования статей затрат энергоснабжающих организаций, включаемых в расходы производства и ус­луг по передаче электрической и тепловой энергии (себе­стоимость); выявление внутренних и внешних причин не­соответствия фактического потребления ТЭР норматив­ным значениям;

— определение теоретически возможного потенциала энергосбережения в случае применения более совершен­ных технологий и оборудования, чем это предусмотрено проектом или нормативными документами, в натуральном и денежном выражениях для оценки эффективности инве­стиционных проектов и проектов техперевооружения — для обоснования инвестиционных программ, финансиру­емых за счет прибыли энергоснабжающих организаций;

—разработка технически и экономически обоснован­ных организационно-технических мероприятий, направлен­ных на повышение энергетической эффективности, с оцен­кой объемов финансирования для их реализации, сроков окупаемости, способов возврата денежных средств — для формирования программ сокращения издержек и инвес­тиционных программ;

—натурное определение (подтверждение) эффектив­ности реализованных энергосберегающих мероприятий — в том числе для обеспечения окупаемости затрат на уже реализованные энергосберегающие проекты за счет сохранения норм расхода ТЭР, действовавших до проведения мероприятий, на период, превышающий на 2 года срок их окупаемости.

«Правилами проведения энергетических обследований организаций» (утв. Минтопэнерго России 25.03.98 г.) уста­навливаются требования по регламенту проведения обя­зательных ЭО, их видам, срокам, результатам и другие важнейшие требования; в том числе определены шесть видов обязательных энергетических обследований, важ­нейшими из которых являются:

—предпусковое (предэксплуатационное) ЭО, проводи­мое до начала эксплуатации энергообъекта и входящее в состав обязательных процедур при приемке законченных строительством объектов;

—первичное ЭО, проводимое непосредственно после ввода в эксплуатацию (для новых объектов) или в соответствии с графиками для действующих;

—    периодическое ЭО, проводимое с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.

Существуют также локальные, внеочередные и эксп­ресс-обследования.

Обязательные ЭО могут проводиться только организация минэнергоаудиторами, аккредитованными в порядке, установленном соответствующими нормативными докумен­тами Минэнерго России, а также зарегистрированными в органах Госэнергонадзора.

Обязательные ЭО проводятся в соответствии с действу­ющими нормативными документами — типовыми програм­мами, в которых оговариваются состав и последователь­ность выполнения работ, а также с методическими указа­ниями, в которых определяется методология выполнения каждого вида работ, входящих в состав ЭО.

Результатами обязательных ЭО являются энергетичес­кий паспорт, топливно-энергетический баланс, перечень экономически оправданных энергосберегающих меропри­ятий, составляемые по установленным нормативными до­кументами формам, а также отчет. Энергетический пас­порт, топливно-энергетический баланс, перечень энерго­сберегающих мероприятий подлежат согласованию в орга­нах Госэнергонадзора.

Разрабатываемые в результате обязательного ЭО энер­госберегающие мероприятия должны реализовываться на предприятиях и в организациях. Для энергоснабжающих организаций затраты на реализацию указанных меропри­ятий, как правило, включаются в состав расходов на про­изводство и передачу энергоресурсов органами, осуществ­ляющими ценовое регулирование. При этом нормы и нормативы энергопотребления, сложившиеся в период, предшествующий внедрению энергосберегающих мероп­риятий, должны сохраняться на период, на 2 года превы­шающий расчетный срок окупаемости этих мероприятий, что определено соответствующими постановлениями Пра­вительства России, тем самым введены экономические стимулы для проведения энергосберегающих мероприя­тий. Результаты ЭО используются также органами цено­вого регулирования при установлении тарифов на элект­рическую и тепловую энергию (мощность) и платы за ус­луги по их передаче.

Таким образом, обязательные ЭО являются необходи­мым условием успешной реализации энергосберегающей политики государства, обоснованного определения тари­фов на электрическую и тепловую энергию, основой для модернизации электрических станций и сетей.

 

Список

использованной литературы к главе 1.4

1.Методические указания по составлению энер­гетических характеристик для систем транс­порта тепловой энергии по показателям «раз­ность температур сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах» и «удельный расход
электроэнергии»: СО  153-34,20.523(1)-2003.-М: СПО ОРГРЭС, 2003.

2. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транс­порта тепловой энергии по показателю «удельный расход сетевой воды»: СО 153-34.20.523(2)-2003,- М.: СПО ОРГРЭС, 2003.

3. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «тепловые потери»: СО 153-34.20.523(3)-2003. – М.: СПО ОРГРЭС, 2003.

4. Методические указания по составлению энергетической характеристики для систем транс­порта тепловой энергии по показателю «поте­ри сетевой воды»: СО 153-34.20.523(4)-2003.- М.: СПО ОРГРЭС, 2003.

5.Методические указания по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях: РД 34.09.255-97.-   М.:  СПО ОРГРЭС,   1998. (СО 34.09.255-97).

6.СНиП 2.04.14-88. «Тепловая изоляция оборудо­вания и трубопроводов».

 

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....