2.2.11. Металлические конструкции зданий и сооружений
2.2.11. Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии; должен быть установлен контроль за эффективностью антикоррозионной зашиты.
Коррозия является главной причиной разрушения строительных металлических конструкций. По видам агрессивной среды коррозия металлоконструкций может быть классифицирована как атмосферная, газовая, почвенная и жидкостная. Основная масса металлоконструкций размещена в надземных сооружениях и эксплуатируется в атмосферных условиях, т.е. подвержена атмосферной коррозии, обусловленной воздействием на металл влаги и находящихся в воздухе газов (сернистого, углекислого, двуокиси азота и т.д.). Атмосферная коррозия может развиваться при относительной влажности воздуха 70% и выше, а при наличии окисных соединений серы коррозия возможна и при более низкой относительной влажности. Скорость коррозии стали в атмосферной среде промышленных предприятий составляет около 200 мкм в год, алюминия — 8 мкм в год. Чем выше влажность, насыщенность воздуха агрессивными веществами и температура, тем быстрее развивается коррозия металла. Наиболее подвержены коррозии участки конструкций с царапинами, раковинами, сварные швы и другие места, где концентрируются напряжения, места сопряжении и стыков конструкций, различные тепловые мостики. Ускорению коррозии способствует загрязнение поверхности металла производственной пылью.
Улучшение температурно-влажностного режима, вентиляция и аэрация зданий и сооружений, герметизация производственных установок, выделяющих агрессивные вещества, и другие мероприятия по своевременному устранению причин, вызывающих интенсификацию процесса коррозии, должны предусматриваться и обеспечиваться в ходе эксплуатации зданий и сооружений.
Защита конструкций от атмосферной коррозии состоит главным образом в поддержании целостности и своевременном восстановлении защитных покрытий. Показателем начала коррозии металлоконструкций является начало разрушения защитного покрытия: образование трещин, его вспучивание. Наиболее распространенный способ защиты металлов — лакокрасочные покрытия, состоящие из ряда последовательно нанесенных слоев грунтовки, шпаклевки, краски и лака. В качестве менее пористых, чем масляные, при эксплуатации конструкций в агрессивных средах используются грунтовки на основе фенольных смол, а также фосфатирующие и эпоксидные грунтовки. Для нанесения верхних слоев на защитные покрытия применяются перхлорвиниловые эмали, эмали на основе сополимера хлорвинила с винилинденхлоридом, эпоксидные эмали. Для защиты конструкций в условиях высокой влажности служат эмали на основе акриловой смолы. В последнее время широкое распространение получила защита конструкций металлизацией.
Качество антикоррозионных покрытий зависит от качества подготовки защищаемой поверхности и соблюдения технологии нанесения покрытия. Для обеспечения сцепления покрытия с металлом поверхность металла тщательно очищается от загрязнений: окалины, ржавчины, пыли, грязи, старой краски, жирных и масляных пятен. При неполном удалении продуктов коррозии с поверхности металла процесс коррозии может протекать под слоем защитного покрытия, что приводит к его отслаиванию.
Сплошность защитного покрытия проверяется с помощью электромагнитного высокочастотного дефектоскопа ЭД-4 или ЭД-5, которым можно обнаружить микропоры в лакокрасочном покрытии. Толщина покрытия определяется с помощью магнитного толщиномера ИТП-1.
Одним из эффективных методов защиты от коррозии закладных деталей является цинкование, которое выполняется методом напыления с помощью электрических или газовых аппаратов. Толщина цинкового покрытия должна определяться продолжительностью службы и устанавливается из расчета 2 — 3 мкм на 1 год эксплуатации в атмосфере, загрязненной сернистыми газами.