3.1.4. Должна быть обеспечена надежная работа уплотнений деформационных швов.

Массивные бетонные гидротехнические сооружения разрезаются на отдельные части (секции) сквозными деформационными швами для снятия высоких напряже­ний, которые могут возникать вследствие колебаний тем­пературы наружного воздуха и неравномерных осадок. Швы создают возможность секциям свободно перемещать­ся одна относительно другой. Поскольку деформационные швы являются сквозными и находятся под напором воды со стороны верхнего и нижнего бьефов сооружения и грун­товой воды со стороны его подошвы, то внешний контур шва должен быть водонепроницаемым во избежание про­текания воды по шву во внутренние помещения сооруже­ния и их затопления либо прямого выхода воды по шву из верхнего бьефа в нижний. Водонепроницаемость дефор­мационных швов обеспечивается устройством специаль­ных уплотнений; швы оборудуются также дренажными Устройствами, смотровыми колодцами, некоторыми вспо­могательными устройствами.

Для уплотнения деформационных швов устраиваются Щпонки различных конструкций; в ответственных со­оружениях уплотнителем шпонок являются асфальтовые материалы, обладающие водонепроницаемостью, высокой деформативностью, экономичностью в производстве ра­бот. Асфальтовым материалом заполняются специально предусмотренные уширения шва; во избежание утечек заполнителя в шпонке устраивается ограждающее устрой­ство, перегораживающее шов вдоль границы шпонки. Осо­бенностью шпонок, выполненных из асфальтовых мате­риалов, является необходимость постоянного контроля за их состоянием и работой. Это вызвано тем, что свойства асфальтовых материалов, изготавливаемых на основе ас­фальтовых битумов и минеральных порошкообразных за­полнителей (главным образом портландцемента) в значи­тельной степени зависят от температурного режима. Ле­том при высоких температурах происходит разогревание материала уплотнителя и его утечка; зимой при низких температурах резко уменьшается вязкость материала, что снижает водонепроницаемость шпонки. Поэтому требует­ся периодическое восполнение асфальтового материала и прогрев заполнителя шпонок.

Рекомендации по уходу за шпонками можно свести к следующему:

—при появлении фильтрующей воды за шпонкой не­обходимо шпонку прогреть; это возможно в тех случаях, если в шпонке заложены соответствующие устройства для электрического, водяного или парового прогрева, не по­врежденные во время строительства;

—прогрев шпонки следует производить систематичес­ки в морозный период, если этого требует температурный режим работы уплотнения; цель разогрева — добиться полного и пластичного заполнения асфальтовым материа­лом полости шпонки;

—если асфальтовый материал имеет малую плотность, то внешнее давление воды может превзойти давление со стороны шпонки и уплотнитель будет вытеснен водой с нарушением работы шпонки; в этих случаях необходимо принять меры к пригрузке уплотнителя сверху или решать вопрос об устройстве новой шпонки;

—при восполнении материала уплотнителя необходи­мо правильно подобрать состав заливаемой массы по плот­ности и вязкости: легкие битумные материалы не могут заполнить пустоты при прогреве и при заполнении шпо­нок, тяжелый материал может повредить ограждения шпон­ки; рекомендуемая плотность мастики 1,7-1,8 г/см3 , темпе­ратура размягчения 60-7СГС, шахта шпонки перед запол­нением должна быть тщательно очищена от сора.

Если водонепроницаемость шпонки восстановить не удается, следует устраивать новую шпонку. В некоторых случаях успешно применялась цементация шва. Такой спо­соб может быть использован только тогда, когда полнос­тью стабилизировались осадки сооружения и практичес­ки отсутствуют температурные деформации секций. В противном случае цементация вызовет концентрации на­пряжений и повреждение швов, уплотнение при этом до­стигнуто не будет.

На ряде сооружений в качестве уплотнений деформа­ционных швов применены безбитумные шпонки с уплот­нениями из металла, резины, пластмасс. Опыт их эксплуа­тации в большинстве случаев положителен, однако конт­роль за их водонепроницаемостью необходим. При повреж­дении таких шпонок их восстановление в первоначальном состоянии практически невозможно и требуется устрой­ство нового уплотнения.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....