4.1.3. Должен быть организован строгий учет всего топлива
при поступлении на энергообъект, расходовании на технические нужды, а также хранении на складах в соответствии с положениями действующих правил.
При учете поступающего топлива должно быть обеспечено:
–взвешивание всего твердого топлива, поставляемого
по железной дороге, автомобильным или конвейерным
транспортом, или определение его количества по осадке
судов либо обмер при поступлении водным транспортом;
–взвешивание всего поставляемого жидкого топлива или обмер;
–определение количества всего сжигаемого газообразного топлива по приборам;
–инвентаризация твердого и жидкого топлива;
–периодический, а при наличии приборов постоянный контроль качества топлива.
Все топливо, поступающее на ТЭС, расходуемое на технологические нужды, хранящееся на складе и отпускаемое на сторону, подлежит строгому учету, так как от этого существенно зависит величина прибыли, получаемой энергопредприятием (см. пункт 4.1.1). Кроме того, только при точном определении количества и качества поступающего и расходуемого топлива можно правильно определить его фактический удельный расход на выработку электроэнергии и тепла. В связи с этим при выборе средств измерений следует стремиться к получению минимально допустимых значений погрешностей измерений.
Количество и качество топлива, поступающего на электростанцию, не всегда соответствуют данным, указанным в перевозочных документах и документах поставщиков(железнодорожной накладной, паспорте, сертификате),
вследствие недогрузов, естественных потерь, неправильного определения поставщиком массы топлива, показателей качества и ряда других причин. В связи с этим на каждой электростанции должна быть организована проверка всего количества поступающего топлива, а также постоянный периодический контроль его качества.
В договоре на поставку топлива обязательно должен быть раздел “Учет количества топлива”, в котором указывается, какие методики исполнения измерений, аттестованные Госстандартом России, используют соответственно поставщик и потребитель для определения количества топлива. В этом же разделе должен быть изложен порядок приемки у поставщика топлива (по количеству), разрешения спорных вопросов, а также правила определения недостачи или излишка количества топлива и его естественной убыли.
Для определения массы “нетто” твердого топлива и мазута, поступающих по железной дороге или автомобильным транспортом, на электростанции могут использоваться железнодорожные вагонные и автомобильные весы различных систем (рычажные, электронные с тензометрическими датчиками для взвешивания на ходу и т.д.). При отсутствии вагонных весов на ТЭС допускается определять массу “нетто” топлива на вагонных весах железнодорожной станции примыкания или рядом расположенного промышленного предприятия. Определение массы “нетто” топлива на вагонных весах следует выполнять в соответствии с методами, изложенными в МИ 1953-88 [5], при этом выбор той или иной методики определяется типом весов, технологической схемой станции примыкания и экономической целесообразностью.
При отсутствии вагонных весов прием поступающего твердого топлива может производиться при согласовании с поставщиком по ленточным весам. В этом случае в разделе “Учет количества топлива” договора на поставку топлива указываются методика и периодичность поверки ленточных весов.
Определение массы “нетто” жидкого топлива, поступающего по железной дороге в цистернах, может осуществляться объемно-массовым методом (обмером). Выполнение измерений и определение массы “нетто” жидкого топлива в этом случае следует выполнять в соответствии с МИ 2092-90 [6] при измерении высоты налива метрштоком или по МИ 2260-93 [7] при измерении высоты налива измерителем уровня недолива ИНД-1М.
При поступлении твердого и жидкого топлива на ТЭС водным транспортом его масса “нетто” определяется по осадке судов или обмером.
При поступлении на электростанцию жидкого топлива по трубопроводу его масса “нетто” может определяться объемно-массовым методом (обмером) в приемных резервуарах, которые подлежат поверке региональными органами Госстандарта России не реже 1 раза в 5 лет, или с использованием других средств измерений (расходомеров, автоматических вискозиметров и т.д.) в соответствии с методиками измерений, аттестованными Госстандартом России.
Учет количества газообразного топлива, поступающего на электростанцию в соответствии с [8], осуществляется по контрольно-измерительным приборам стороны, передающей газ, т.е. поставщика. Однако не исключается возможность учета количества газообразного топлива и по приборам потребителя. Пересчет количества поданного газа ведется на условия, соответствующие требованиям стандарта: при температуре газа +20°С и давлении 760 мм рт.ст. Качество газообразного топлива также может определяться по приборам как поставщика, так и потребителя. В договоре на поставку газообразного топлива в соответствующих разделах следует обязательно указать, по каким приборам (поставщика или потребителя) ведется учет количества и качества газа, а также методики выполнения измерений. Последние должны быть аттестованы Госстандартом России.
В целях упрощения разрешения спорных вопросов по результатам определения качественных показателей топлива в договоре на поставку топлива целесообразно определить нейтральную лабораторию, результаты анализов которой будут признаваться безоговорочно обеими сторонами.
Для определения расхода топлива на технологические нужды необходимо вести:
—учет количества твердого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется по показаниям конвейерных весов;
—учет количества жидкого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется либо по показаниям расходомеров, либо путем определения разницы уровней в расходных резервуарах за данный промежуток времени с последующим пересчетом согласно методике на массу “нетто” объема израсходованного топлива, определяемого по калибровочным таблицам.
Кроме того, не реже 1 раза в квартал должна производиться инвентаризация твердого и жидкого топлива в соответствии с требованиями, изложенными в [1], [2] и [9j.
Инвентаризация твердого и жидкого топлива производится в целях определения фактических остатков, естественных и непроизводственных потерь, а также проверки правильности учета поступающего топлива и его расхода. Контрольную инвентаризацию следует производить в период, когда на топливных складах электростанции находится наименьшее количество топлива, что позволяет уменьшить величину абсолютной погрешности измерений.
Инвентаризация топлива производится, как правило, комиссией под председательством заместителя директора электростанции в следующем составе: начальник производственно-технического отдела (ПТО), начальник топливно-транспортного цеха (ТТЦ) (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад, главный бухгалтер (или замещающее его лицо по учету топлива).
Председателем комиссии по инвентаризации директор ТЭС может назначить технического руководителя, заместителя технического руководителя по эксплуатации или начальника ПТО, и тогда заместитель директора в работе комиссии не участвует.
Инвентаризация топлива после стихийного бедствия (урагана, ливня и т.п.) производится специальной комиссией.
В зависимости от выводов инвентаризационной комиссии в случае выявления недостачи топлива последняя может быть частично или полностью:
—отнесена к расходу на технологические нужды;
—списана на удорожание топлива;
—отнесена на виновных лиц.
Недостача, вызванная стихийными бедствиями, списывается по акту, утвержденному руководством энергопредприятия.
На ТЭС должен осуществляться постоянный или периодический (при возникновении сомнений) контроль качества топлива в соответствии с [10]. Целесообразно в договорах на поставку топлива указать по согласованию с поставщиком повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при отклонении показателей качества топлива от условий договора.
Отбор проб твердого топлива должен производиться в соответствии с ГОСТ 10742-75 [11], а жидкого топлива (мазута) – в соответствии с ГОСТ 2517-85 [12]. При этом порядок отбора проб (с вызовом представителя поставщика) необходимо осуществлять в соответствии с требованиями, которые должны быть записаны в договоре на поставку топлива.
Как правило, следует отбирать три образца пробы: один Для лаборатории электростанции, второй для лаборатории поставщика, а третий (в качестве арбитражного) должен храниться на электростанции.
В случае недопустимых расхождений между данными анализа проб в лабораториях ТЭС и поставщика производится анализ арбитражной пробы в нейтральной лаборатории, выбранной по согласованию между поставщиками и электростанцией. Результаты анализа арбитражной пробы являются окончательными.
В договоре на поставку топлива следует указать максимально допустимые расхождения между результатами анализов на ТЭС и у поставщика, которые не должны превышать максимально допустимой погрешности измерений, устанавливаемой в соответствующих стандартах и методиках выполнения измерений.
При несоответствии качества топлива стандартам, требованиям договора на поставку топлива или показателям, приведенным в сопроводительных документах, а также при недостаче топлива по количеству электростанция предъявляет претензии поставщику в соответствии с [1]. При этом следует помнить, что предъявление претензий электростанциями, с одной стороны, повышает их прибыль, а с другой — дисциплинирует поставщика топлива.