4.1.7. Для облегчения выгрузки топлива

особенно смерзше­гося, и очистки железнодорожных вагонов энергопред­приятия должны иметь специальные размораживающие устройства, механические рыхлители, вагонные вибрато­ры и т.п. Процессы дробления крупных кусков и смерзшихся глыб топлива, а также закрытия люков полува­гонов должны быть механизированы с использованием дробильно-фрезерных машин, дискозубчатых дроби­лок, люкоподъемников и других механизмов.

Для перевозки угля и сланца часто используются полу­вагоны (гондолы) с расположенными внизу разгрузочны­ми люками. Для перевозки торфа применяются специаль­ные полувагоны (хопперы).

Основным типом оборудования для механизации раз­грузки полувагонов с углем являются вагоноопрокидыватели. Наиболее совершенны и просты в эксплуатации четырехопорные роторные вагоноопрокидыватели.

Надвиг полувагонов и установка их на вагоноопрокидыватель осуществляются локомотивом или специальны­ми устройствами — электротолкателями, устройствами непрерывного надвига вагонов, тележками и т.п. Наибо­лее совершенными механизмами являются электротолка­тели и устройства непрерывного надвига, поставляемые вместе с вагоноопрокидывателем и управляемые его ма­шинистом. Для улучшения процесса выгрузки смерзшего­ся топлива из полувагонов на вагоноопрокидывателе установлены вибраторы, которые включаются автомати­чески после окончания поворота и остановки вагона в опрокинутом состоянии.

Откатка порожних полувагонов чаще всего произво­дится с помощью маневрового устройства, поставляемого вместе с вагоноопрокидывателем; в некоторых случаях они выталкиваются очередным груженым полувагоном и за счет уклона железнодорожных путей (горки) поступают к месту сбора порожняка.

Производительность вагоноопрокидывателя зависит от многих факторов: его конструкции, грузоподъемности выгружаемых полувагонов, фракционного состава топли­ва, его сыпучих свойств и смерзаемости, а также производительности топливоподающего тракта. Техническая про­изводительность вагоноопрокидывателя составляет 30 оп­рокидываний в 1 ч, но в эксплуатации она не превышает 10—16 опрокидываний в 1 ч.

В зимнее время для облегчения выгрузки топлива из полувагонов следует применять размораживающие устрой­ства (тепляки), в которых топливо разогревается на глу­бину 10— 12 мм, достаточную для его разгрузки из вагона и устранения ручной зачистки последнего после опроки­дывания. Наиболее распространены конвективные тепля­ки, в которых разогрев ставки на 8, 16 или 20 полувагонов со смерзшимся топливом осуществляется воздухом, подо­гретым в калориферах до температуры 100—130°С; дли­тельность разогрева составляет от 1 до 3 ч.

Более совершенными, позволяющими ускорить процесс разогрева или уменьшить в 1,5 — 2 раза вместимость теп­ляка, являются комбинированный тепляк (предложенный ВТИ), использующий наряду с комбинированным разогре­вом темное инфракрасное излучение труб, по которым пропускается пар давлением 5-16 кгс/см2 (0,5- 1,6 МПа), а также радиационные тепляки, разработанные Сибтехэнерго, с электронагревательными элементами типа “Инфрасиб”. Конвективные тепляки могут быть как проходно­го, так и тупикового типа, а радиационные — типа “Инфрасиб”, как правило, только проходного типа. Последние устанавливаются на пути надвига перед вагоноопрокиды­вателем, что позволяет существенно снизить простой ва­гонов при размораживании, и при этом отсутствуют до­полнительные маневровые работы. Кроме этого, ра­диационные тепляки имеют ряд других преимуществ: мень­шие капитальные затраты при строительстве, отсутствие инерционности при работе, простоту управления и т.д. В связи с этим радиационные электрические тепляки явля­ются наиболее перспективными.

На ряде ТЭС до сих пор находятся в эксплуатации теп­ляки, использующие тепло продуктов сгорания реактив­ных авиадвигателей, отработавших свой летный моторе­сурс. Они располагаются вблизи здания вагоноопрокидывателя и требуют значительно меньше места для своего сооружения, чем конвективные тепляки, а их разогрев осуществляется без дополнительных маневровых работ. Капитальные затраты на сооружение тепляков с реак­тивными двигателями незначительны, пусковые операции просты, что обеспечивает быстрое включение тепляка в работу. Обычно такие тепляки рассчитываются на 4 —6 вагонов. К их недостаткам относятся небольшой (около 1000 ч) срок службы авиадвигателей, большие расходы на топливо и необходимость специальных мер по борьбе с шумом и загазованностью, поэтому тепляки с авиадви­гателями целесообразно применять при непродолжитель­ном (1—2 мес в году) периоде использования в качестве временных или дополнительных к конвективным теплякам.

Для дробления крупных кусков и смерзшихся глыб топ­лива на решетках приемных бункеров под вагоноопрокидывателем применяются различные типы дробильно-фрезерных машин (ДФМ). Их применение позволяет уско­рить разгрузку и механизировать процесс устранения за­висания топлива на решетках бункеров. Кроме этого, ис­пользование ДФМ дает значительную экономию ка­питальных вложений за счет уменьшения заглубления зда­ния вагоноопрокидывателя, так как отпадает необходи­мость установки дробилок предварительного дробления (валково-дисковых, дискозубчатых и др.). В настоящее время наиболее перспективными являются ДФМ-20У кон­струкции Уралтехэнерго, цикл работы которых превыша­ет цикл работы вагоноопрокидывателя и, следовательно, исключается возможность простоя вагонов.

Для разгрузочных устройств электростанций относи­тельно небольшой мощности с щелевыми бункерами, а также для ТЭС, имеющих разгрузочные сараи, целесообразно использовать следующие механизмы и устройства или их комплекс для облегчения разгрузки полувагонов:

—размораживающее устройство, обладающее, одна­ко, несколько большей глубиной разогрева (20-30 мм), чем для вагонопрокидывателей;

—бурорыхлительную машину БРМ-80 или бурорыхлительную машину, устанавливаемую в разгрузочном сарае таким образом, чтобы рыхление производилось при всех или нескольких открытых люках полувагонов (с условием непрерывного удаления выгружаемого топлива);

—накладные вибраторы ВНИИ железнодорожного транспорта, осуществляющие зачистку полувагонов от ос­татков топлива;

—люкозакрыватели с электротельферами для невзры­воопасных топлив и пневмоприводом для взрывоопасных;

—дробильно-фрезерную машину, передвигающуюся
вдоль всего разгрузочного устройства.

Для механизации разгрузки полувагонов на эстакадах топливных складов применяются портальные тележки, на которых монтируются мостики (с них производится от­крытие и закрытие люков), накладные вибраторы и люко­закрыватели. Тележки имеют возможность передвигаться вдоль всего фронта выгрузки топлива.

Что-то про

Работаю в сфере энергетики с 1998 года....