4.4.17. Запорная арматура, устанавливаемая на линиях системы смазки
регулирования и уплотнений генератора, ошибочное переключение которой может привести к останову или повреждению оборудования, должна быть опломбирована в рабочем положении.
Маслосистемы турбоагрегатов включают некоторое количество запорной арматуры. Эта арматура не является оперативной и при работе турбоагрегата постоянно находится в определенном положении. Например, задвижки до и после маслоохладителей должны быть открыты, а закрываются при выводе аппарата в ремонт. Задвижки на линии откачки масла из главного маслобака в маслоаппаратную должны быть постоянно закрыты.
Был зарегистрирован ряд случаев, приведших к серьезным авариям с подплавлением подшипников турбоагрегата из-за прекращения или резкого уменьшения поступления масла на смазку, при закрытии задвижек из-за ошибочных действий обслуживающего персонала при оперативных переключениях.
Рассматриваемое требование ПТЭ является одной из мер, направленных на предотвращение ошибочных переключений в схемах маслосистем турбины и генератора. Маховики задвижек или вентилей на маслопроводах фиксируются в рабочем положении, открытом или закрытом по режиму, и опломбируются. Опломбирование выполняется таким образом, чтобы переключение арматуры невозможно было провести без нарушения целостности пломбы. Тем самым исключается возможность свободного пользования этой арматурой. Опломбирование часто применяется в сочетании с запиранием арматуры на замок.
Положение опломбированной арматуры фиксируется в оперативной документации начальником смены или старшим машинистом. У них же хранятся ключи от замков, на которые запирается арматура. Сохранность пломб проверяется машинистом или обходчиком при приемке смены.