Защита и апв шин станций и подстанций
Наиболее опасны для электрической системы короткие замыкания на шинах основного напряжения крупнейших подстанций и станции, т.е. в узловых точках, связывающих большое число генерирующих и потребляющих ветвей. Здесь к.з. сопровождается протеканием наибольших токов, что вызывает наибольшие понижения напряжения в узловых точках энергосистемы и значительные разрушения оборудования. Все это может расстроить работу энергосистемы, нарушить единый процесс производства, распределения и потребления электроэнергии.Поэтому считается обязательным выполнение специальной защиты шин, обеспечивающей достаточно быстрое и селективное отключение повреждений на шинах.
В энергосистеме применяются следующие виды защиты шин генераторного напряжения:
Неполная дифференциальная двухступенчатая защита с токовой отсечкой в качестве первой ступени
Неполная дифференциальная двухступенчатая защита с комбинированной отсечкой по току и напряжению в качестве первой ступени.
Неполная дифференциальная двухступенчатая защита с дистанционной в качестве первой ступени.
В качестве второй ступени для защит, указанных в пунктах выше используется чувствительная максимальная токовая защита с выдержкой времени. Вторая ступень предназначена для резервирования первой ступени защиты шин, а также для резервирования защит питаемых элементов, присоединенных к шинам.
Неполная дифференциальная защита шин генераторного напряжения основана на принципе сравнения токов всех питающих присоединений данной секции (системы) шин. В схему неполной дифференциальной защиты шин включены только трансформаторы тока генератора, трансформаторе связи, секционного и шиносоединительного выключателей. Иногда, когда это требуется по условиям чувствительности и селективности, в схему защиты шин также подключаются токовые цепи трансформатора собственных нужд, реактированных и нереактированных линий. Преимущественно в качестве первой ступени предусматривается токовая отсечка,отстроенная от максимального тока к.з. за наиболее мощным реактором отходящих линий и от токов самозапуска, а при недостаточной чувствительности комбинированная отсечка по току и напряжению или дистанционная защита.
Первая ступень защиты действует без выдержки времени на все питающие элементы, за исключением генератора, отключение которого от поврежденной секции производится второй ступенью защиты или собственной резервной защитой генератора.
В целях ускорения действия АВР собственных нужд от защиты шин одновременно отключают и трансформаторы, и реактированные линии собственных нужд.
При применении АПВ шин генераторного напряжения, осуществляемого выключателем трансформатора связи или шиносоединительным, от первой ступени защиты отключается также и генератор. Отключение генератора при этом производится или без выдержки времени, или с небольшой выдержкой времени.
Вторая ступень защиты действует на отключение всех питающих элементов системы (секции) шин.
В энергосистемах для защиты шин 110-330кВ-750кВ применяют два типа защит: дифференциальная токовая защита на реле типа РНТ и дифференциальная токовая защита с торможением (ДЗШТ).
На подстанциях с двойной С.Ш. используется один комплект ДЗШ, в который входят следующие основные органы:
– пусковой орган, срабатывающий при к.з. на I-ой или II-ой
С.Ш. и несрабатывающий при к.з. на присоединениях, отходящих от шин;
– избирательный орган, определяющий на какой С.Ш. произошло к.з;
– чувствительный орган, который вводится в работу после срабатывания основного органа с целью повышения чувствительности защиты при неуспешном АПВ шин;
– устройство контроля исправности цепей тока ДЗШ, автоматически выводящее защиту из работы, и подающее сигнал о “неисправности”.
На подстанциях с двойной секционированной С.Ш. зона действия одного комплекта ДЗШ включает I-ые секции С.Ш., II-ые секции обеих С.Ш. защищаются вторым комплектом ДЗШ.
На подстанциях с одиночной С.Ш. в комплекте ДЗШ отсутствует или не используется избирательный орган.
На шинах основных подстанций энергосистемы с целью повышения надежности отключения повреждений на шинах без выдержки времени устанавливается по два комплекта ДЗШ.
Эти комплекты резервируют друг друга на случай неисправности или вывода в ремонт какого-либо из комплектов.
Защита шин действует на отключение питающих присоединений поврежденной системы (секции) шин, а также на отключение тупиковых линий с двигательной нагрузкой.
Селективность действия дифференциальной защиты шин обеспечивается только при строгой, заранее определенной фиксации присоединений за системами шин. При обычных эксплуатационных отключениях присоединений без нарушений фиксации защита сохраняет свою селективность. При нарушениях фиксации защита теряет свою селективность при повреждениях на шинах и поэтому действие ее должно переводиться на отключение всех присоединений обеих систем шин.
В схемах ДЗШ предусмотрена возможность опробования рабочей и обходной С.Ш. включением соответственного шиносоединительного (ШСВ) и обходного (ОВ) выключателя.
При включении ШСВ или ОВ на к.з. схема ДЗШ отключает эти выключатели без выдержки времени, а отключение остальных присоединений автоматически блокируется на время 0,3 – 0,4 сек.
Схемы ДЗШ предусматривают АПВ шин и в случае успешного АПВ – автоматическую сборку доаварийного режима.
На каждой С.Ш. выделяется одно или два опробующих присоединения. В устройства ТАПВ этих присоединений вводится пуск ТАПВ с контролем отсутствия напряжения на шинах (КОНШ).
При наличии двух опробующих присоединений АПВ шин производится устройством АПВ присоединения, включаемого с меньшей выдержкой времени.
При неуспешном АПВ шин АПВ других присоединений запрещается.
Запрет АПВ шин происходит также при наличии напряжения на одной, двух или трех фазах системы шин, отключенной действием ДЗШ.
При успешном АПВ шин происходит автоматическая сборка схемы доаварийного режима с помощью устройств АПВ с контролем синхронизма (КС) питающих присоединений и с контролем наличия напряжения на шинах (КННШ) тупиковых присоединений.