Управление водным режимом
3.2.1. При эксплуатации гидроэлектростанций должно быть обеспечено наиболее полное использование водных ресурсов и установленной мощности гидроагрегатов при оптимальном для энергосистемы участии гидроэлектростанции в покрытии графика нагрузки.
Для электростанций, имеющих водохранилища, регулирующие сток воды, должны быть составлены и утверждены в установленном порядке основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища. Пересмотр этих правил должен производиться по мере накопления эксплуатационных данных, но не реже 1 раза в 10 лет. В случае реконструкции сооружений гидроузла, оказывающей влияние на управление водным режимом, правила подлежат пересмотру.
Водные ресурсы являются государственной собственностью. Все воды (водные объекты) составляют единый государственный водный фонд, включающий реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, территориальные воды и др. Государственная собственность на воды создает благоприятные условия для осуществления комплексного использования вод с наибольшим экономическим и хозяйственным эффектом, позволяет обеспечивать наилучшие условия труда, быта, отдыха и охраны здоровья людей. Регулирование водных отношений и порядок использования водных объектов определяются водным законодательством.
В соответствии с водным законодательством водные объекты предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям и гражданам для удовлетворении их нужд и потребностей. Разграничены общее водопользование, осуществляемое без применения сооружений и технических средств, влияющих на состояние вод, и специальное водопользование, осуществляемое с применением сооружений и устройств (плотин, насосных станций, причалов, запаней, водоспусков, скважин, передвижных насосных установок и т.п.), влияющих на состояние вод, т.е. влекущих изменения гидрологического, химического и биологического режима водных объектов. Одним из видов специального водопользования является использование водных объектов в энергетических целях. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод.
Водопользователи должны:
– обеспечивать рациональное использование водных объектов, экономное расходование воды, восстановление и улучшение качества вод;
– принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
– не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным и природным объектам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и др.);
– содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, вести в установленных случаях учет пользования водами.
Право водопользования может быть прекращено в ряде случаев, определяемых водным законодательством, в том числе в случаях нарушения правил пользования водами и их охраны либо использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен.
Гидроэлектрические станции благодаря специфическим свойствам используемых ими природных водных ресурсов и техническим особенностям их технологического оборудования имеют ряд отличительных черт по сравнению с тепловыми и атомными электростанциями; работа гидроэлектростанций в значительной степени зависит от природных условий (водности реки в данный и предшествующие периоды, наличия наносов и льда и т.п.); режим работы гидроэлектростанции связан с режимом водопотребления и водопользования других отраслей народного хозяйства (сельского хозяйства, водного транспорта, рыбного хозяйства). Гидроагрегаты гидроэлектростанции являются самым маневренным энергетическим оборудованием, обеспечивающим быстрое повышение и сброс электрической нагрузки в соответствии с потребностями энергосистемы. Перечисленные особенности усложняют организацию рационального использования гидроэлектростанций в энергосистемах в первую очередь из-за невозможности однозначного планирования работы гидроэлектростанций и их водохранилищ вследствие изменчивости гидрологического режима водотока. В связи с наличием крупных энергосистем сложились условия для разграничения режимных функций между тепловыми электростанциями, с одной стороны, и гидроэлектростанциями — с другой. В этих условиях основными энергетическими функциями гидроэлектростанций являются:
—участие в покрытии пиковой части графиков нагрузки объединенных энергосистем;
—регулирование частоты и мощности в энергосистемах и перетоков мощности по межсистемным линиям электропередачи;
—выполнение роли аварийного и нагрузочного резерва энергосистемы в случае выхода из работы энергогенерирующего оборудования и линий электропередачи, а также в случаях неплановых набросов нагрузки.
Выполнение гидроэлектростанциями этих функций обеспечивается запасами гидроэнергии, создаваемыми в водохранилищах и бассейнах суточного регулирования, а также сохранением и развитием маневренных свойств гидроэнергетического оборудования и повышением уровня автоматизации гидроэлектростанций. В соответствии с изложенным от персонала требуется:
—обеспечивать сохранение маневренных свойств гидроэнергетического оборудования в течение длительного срока его эксплуатации;
—сохранять регулирующую способность (полезные объемы) водохранилищ и бассейнов суточного регулирования;
—обеспечивать надежность гидротехнических сооружений;
—рационально управлять режимами уровней при регулировании стока или обеспечивать возможность такого управления;
—повышать экономичность гидроэлектростанций путем внедрения эксплуатационных мероприятий по повышению к.п.д., снижению потерь напора и др.
Следует иметь в виду, что рациональное использование гидроэлектростанций в энергосистемах улучшает режимы работы тепловых и атомных электростанций, выравнивает график их нагрузки, что имеет следствием снижение удельных расходов топлива на этих электростанциях и общую экономию топлива в энергосистемах. Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других отраслей народного хозяйства, а также с соблюдением требований комплексного использования вод.
Комплексное использование водных ресурсов требует согласованных действий всех водопользователей и водопотребителей.
Энергетика характеризуется неравномерностью использования запасов водохранилищ в суточном и сезонном Разрезах, обусловленной графиком электропотребления.
Наиболее эффективны для гидроэлектростанции быстрое заполнение водохранилищ в половодье, поддержание в них максимально высоких уровней в течение весны и лета и сработка в период осенне-зимнего максимума электропотребления; перед половодьем желательна краткосрочная глубокая сработка водохранилищ.
Речной транспорт также заинтересован в быстром наполнении водохранилищ после их зимней сработки, в первую очередь до отметки навигационной сработки, но в летне-осенний меженный период он требует повышенных попусков в нижний бьеф для создания необходимых судоходных глубин.
Рыбное хозяйство требует максимального приближения режимов уровней водохранилищ и попусков из них к естественным условиям водотока; для этого необходимо создавать весной искусственный гидрограф половодья в нижнем бьефе (рыбохозяйственный попуск), что замедляет заполнение водохранилища, а в отдельные годы не даст возможности достичь отметки НПУ. Для рыбного хозяйства неблагоприятны колебания уровней воды в верхнем и нижнем бьефах при суточном и недельном регулировании мощности гидроэлектростанций.
Сельскохозяйственное орошение требует совершенно особых графиков подачи воды, зависящих от влажности года, периода созревания орошаемых культур и т.д.
Важную роль в ведении водных режимов гидроэлектростанций играют требования к охране окружающей природной среды. Эти требования выражаются в осуществлении противопаводочных мероприятий, предупреждении эрозии берегов водохранилищ, размывов дна и отложений наносов в нижних бьефах гидроузлов, регулировании содержания твердых частиц (взвешенных наносов) в воде, регулировании ледового режима в нижнем бьефе, Нередко возникает необходимость в учете влияния водохранилищ на климатические условия района, Существенным неблагоприятным фактором стало загрязнение естественных вод сточными водами, утечками масла из гидроприводов систем регулирования гидроэлектростанций. После создания ряда водохранилищ произошло ухудшение качества воды вследствие сброса в водоемы неочищенных или плохо очищенных стоков, развития водной растительности и разнообразных биохимических процессов. Имеют место случаи засорения водохранилищ древесиной из-за недостаточной подготовки его ложа к затоплению.
Режимы водохранилищ, регулирующих сток рек, ведутся на основании взаимосогласованных всеми водопользователями основных правил использования водных ресурсов или правил эксплуатации водохранилищ, составляемых для каждого водохранилища на основании действующих типовых правил.
Методические указания [ 1 ] определяют порядок составления и утверждения правил использования водных ресурсов конкретных водохранилищ, содержат общие требования в части нормативных уровней воды, управления водным режимом, охраны вод от загрязнения, гидрометеорологического обслуживания, учета водных ресурсов, информации и оповещения.
В зависимости от природно-хозяйственной зоны, в которой размещены гидроузел и водохранилище, а также от роли гидроэлектростанций в энергосистеме иерархия целей (или водопользователей), в интересах которых ведется регулирование стока, может быть различной и изменяться по мере изменения экономической, экологической и социальной обстановки.
Эти изменения, иногда знаменующие существенные отличия водного режима водохранилища и реки в нижнем бьефе гидроузла от предусмотренного проектом, должны фиксироваться в правилах использования водных ресурсов водохранилища или каскада гидроузлов с водохранилищами. Правила использования водных ресурсов могут представлять собой самостоятельный (специально разработанный) нормативный документ либо являться разделом правил эксплуатации водохранилища. Правила должны составляться по заказам гидроэлектростанций или энергообъединений силами проектных организаций — разработчиков проекта гидроузла с привлечением институтов, представляющих интересы отраслей, использующих водные ресурсы.
Правила формулируют принципы управления водными ресурсами водохранилищ в различные по водности периоды и сезоны в целях решения трех основных задач:
— удовлетворения с нормативной надежностью потребности в воде и электроэнергии;
— обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, населения и хозяйства близ водохранилища и в нижнем бьефе гидроузла;
— поддержания условий существования водного и наземного природного комплекса в бьефах гидроузла и в зоне его влияния на водный режим реки и водохранилища.
После согласования правил водопользователями и органами местного самоуправления они утверждаются уполномоченным государственным органом (например, в Российской Федерации — Министерством природных ресурсов РФ).
В правила эксплуатации конкретных водохранилищ должны быть включены следующие разделы:
—краткая характеристика назначения и регулирующей способности водохранилища;
—характеристика водных ресурсов и условий работы водохранилища (основные параметры естественного притока, влияние вышерасположенных водохранилищ и т.д.);
—основные параметры водохранилища и подпорные уровни;
—основные морфометрические и гидравлические характеристики водохранилища;
—гидравлические характеристики сооружений и оборудования гидроузла;
—состав и основные требования водопользователей, порядок удовлетворения нужд потребителей и проектные нормативы надежности их обеспечения;
—основные показатели использования водных ресурсов водохранилища и гидроузла (объем водоподачи, гарантированные расходы или уровни воды, водноэнергетические показатели и т.п.);
—порядок использования водных ресурсов водохранилища в маловодные периоды (основные правила диспетчерского регулирования стока; ограничение водоподачи и колебаний уровня в интересах отдельных водопользователей; порядок использования гидрологических прогнозов и т.п.);
—порядок пропуска высоких вод через сооружения гидроузла;
—мероприятия по борьбе с заилением;
—природоохранные требования (ограничения и эксплуатационные мероприятия по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища);
—порядок гидрометеорологического обслуживания водопользователей, учета водных ресурсов, информации и оповещения о водном режиме;
— организация службы эксплуатации водохранилищ.
Этот перечень дополняется вопросами, относящимися
к улучшению качества воды (очистка сточных вод порядок их сброса и т.п.), а также к контролю за использованием и учетом вод.